Элементное, буквен­ное, связное и скорописное письмо

В зависимости от целей и содержания задач, поставленных пе­ред обучающимся, процесс формирования письменно-двигатель­ного навыка расчленяется на четыре этапа: элементное, буквен­ное, связное и скорописное письмо.
Элементное письмо является начальным этапом. Основная цель здесь состоит в ознакомлении ученика со звуковым составом слов, графическими обозначениями звуков, с требованиями, предъявляе­мыми к форме письменных элементов, правилами их соединения, с гигиеническими и техническими правилами письма.
Чтобы научиться хорошо выполнять графические элементы, ученик должен в первую очередь овладеть техническим навыком, быть знакомым с гигиеническими правилами письма. Процесс письма может происходить при различной позе пишущего, разном положении корпуса, головы, рук, пера по отношению к бумаге и бумаги по отношению к столу. Многочисленные эксперименты по­казали прямую зависимость формирования четкого, красивого, бы­строго почерка от степени соблюдения правил гигиенического и технического порядка. Наблюдения школьных врачей свидетель­ствуют о том, что некоторые недостатки физического развития ре­бенка во многом зависят от степени нарушения им гигиенических правил письма. Такими недостатками могут быть искривления позвоночника, частичная потеря зрения, неодинаковая острота зре­ния правого и левого глаза и др. Физические же недостатки влияют па формирование письменно-двигательного навыка.

В зависимости от целей и содержания задач, поставленных пе­ред обучающимся, процесс формирования письменно-двигатель­ного навыка расчленяется на четыре этапа: элементное, буквен­ное, связное и скорописное письмо.
Элементное письмо является начальным этапом. Основная цель здесь состоит в ознакомлении ученика со звуковым составом слов, графическими обозначениями звуков, с требованиями, предъявляе­мыми к форме письменных элементов, правилами их соединения, с гигиеническими и техническими правилами письма.
Чтобы научиться хорошо выполнять графические элементы, ученик должен в первую очередь овладеть техническим навыком, быть знакомым с гигиеническими правилами письма. Процесс письма может происходить при различной позе пишущего, разном положении корпуса, головы, рук, пера по отношению к бумаге и бумаги по отношению к столу. Многочисленные эксперименты по­казали прямую зависимость формирования четкого, красивого, бы­строго почерка от степени соблюдения правил гигиенического и технического порядка. Наблюдения школьных врачей свидетель­ствуют о том, что некоторые недостатки физического развития ре­бенка во многом зависят от степени нарушения им гигиенических правил письма. Такими недостатками могут быть искривления позвоночника, частичная потеря зрения, неодинаковая острота зре­ния правого и левого глаза и др. Физические же недостатки влияют па формирование письменно-двигательного навыка.
На этапе элементного письма ученик выполняет различные по степени сложности упражнения. Задача всех этих упражнений в конечном счете сводится к обучению ученика выполнять графиче­ские элементы письменных знаков. В этот период обучения дети знакомятся с наиболее общими требованиями, предъявляемыми к выполнению письменных элементов: соблюдением правильной формы элементов, линейностью письма, выполнением одноимен­ных элементов равномерно по высоте, наклону, нажиму, расста­новке их на одинаковом расстоянии друг от друга и др. Все эти элементы и их правильное правописание демонстрируется учите­лем на доске.
Анализ даже первых, наиболее простых упражнений, включа­ющих минимальное число графических задач, показал, что у зна­чительного числа учеников их выполнение вызывает определенные затруднения. Главной причиной, мешающей правильному выпол­нению упражнений по написанию графических элементов, являет­ся отсутствие у обучающегося технических навыков. Ученик часто меняет позу, положение головы, рук, корпуса. При этом изменяет­ся и первоначальное положение тетради, что нарушает правильное соотношение линии строки с линией предплечья. В свою очередь неправильная посадка при письме, низкое положение головы и другие нарушения создают излишнюю напряженность мышц, уча­ствующих в работе плечевого пояса и руки. Пишущий быстро утомляется. Такое состояние мышц усложняет процесс формирова­ния письменно-двигательного навыка, делает почерк неустойчи­вым. Неустойчивость почерка сказывается на выполнении пись­менных элементов. Они различны по форме и протяженности дви­жения, нажим неравномерный и сильный, некоторые буквы выполняются зеркально.
Таким образом, на начальном этапе формирования письменно-двигательного навыка в период обучения элементному письму задача учителя заключается в принятии мер по устранению при­чин и условий, вызывающих нарушение гигиенических и техниче­ских правил.
В формировании технических навыков на этом этапе обучения письму большую роль играет и зрительный самоконтроль ученика за соблюдением основных гигиенических правил. В полном объеме контролировать гигиенические правила (например, соблюдать правильную позу, наклон головы и др.) на этапе элементного письма ученик не может, так как наряду с самоконтролем он дол­жен решать и графические задачи — выполнять на бумаге различ­ные письменные элементы. Следовательно, внимание ученика на­правлено на правильное изображение элементов письменных зна­ков, на овладение техническими навыками.
Второй этап овладения письменно-двигательным навыком — буквенное письмо. Здесь основное внимание ученика сосредоточе­но на правильном изображении букв. Он должен научиться четко соединять элементы и правильно располагать их относительно друг друга. К этой стадии обучения письму ученик приходит уже с некоторым запасом знаний в выполнении элементов письменных знаков, им в определенной степени усвоены технические навыки письма. Задачи первого этапа—правильное написание элементов и соблюдение при их выполнении гигиенических и технических правил—отступают на второй план.
Для буквенного письма характерно преобладание зрительного контроля за выполнением письменных знаков. Этот контроль вы­ражается в том, что нарушения правил изображения одних и тех же букв и элементов не повторяются систематически. Наблюдает­ся картина чередования отклонений от принятой прописи в напи­сании одноименных букв и их элементов; общее количество откло­нений в процессе неоднократных упражнений постепенно умень­шается. Ученик, допустив при написании букв те или иные отклонения от принятых норм, при повторном их выполнении со­знательно пытается их устранить.
Анализ упражнений, выполненных детьми в этот период фор­мирования письменно-двигательного навыка, показывает, что для успешного зрительного контроля за процессом письма ребенку не­обходимо снижать его темп; графические элементы следует выпол­нять отдельно, с отрывом пера от бумаги. Естественно, ученик не всегда фиксирует допускаемые им отклонения от принятых пропи­сей при выполнении букв и элементов и соответственно не во всех случаях может принять меры к их устранению. Письмо при этом характеризуется неравномерностью нажима, наклона, расстояний между элементами письменного знака, искривлением прямых ли­ний, наличием лишних элементов в буквах и др.
На этом этапе цель упражнении—сформировать у ученика четкие зрительные представления о правильной форме письмен­ных знаков и привить умение отличать отклонения от принятых прописей. Ученик наблюдает образцы правильного письма на дос­ке, выполненные учителем, в букваре, прописях и т. д. Глядя на букву, написанную учителем на доске или в тетради, ученик еще не может правильно самостоятельно ее выполнить на бумаге. Дело в том, что при таком простом наблюдении ребенок не в состоянии запомнить и перенести на бумагу все графические особенности буквы.
Правильное изображение буквы на бумаге для ученика—про­цесс очень сложный. Основная задача—научиться правильно выполнять письменные знаки — разбивается на ряд частных. Напри­мер,— выполнение составных элементов буквы с одинаковым на­клоном, нажимом и т. д.
Главной причиной нарушения норм правописания на этом этапе обучения письму, так же как и на предыдущем, являются труд­ности управления движениями руки. Ученику при освоении бук­венного письма еще трудно устанавливать связь между слыши­мыми звуками, зрительным образом письменного знака, графиче­ским изображением и движениями руки при его выполнении. Так же как и в начале обучения письму, мышцы рук и предплечья ученика скованы, координация движений при выполнении пись­менных знаков крайне низкая.
Поэтому на буквенном этапе еще преждевременно говорить о формировании почерка (письменно-двигательного навыка). А. И. Винберг, анализируя эту стадию формирования письменно-двигательного навыка, отмечал, что «отсутствие у обучающегося письму графических и технических навыков, изменчивость в изо­бражении букв, наличие недостаточно координированных движе­ний плохо управляемой руки, быстрая утомляемость в результате значительного мышечного напряжения, скованность всех движе­ний, замедленных и маловыработанных—все это позволяет утвер­ждать, что по существу здесь и нет понятия почерка, ибо под по­черком разумеется система выработанных движений».
Следующий этап формирования письменно-двигательного на­выка—связное письмо. Здесь внимание ребенка сосредоточено на правильном связывании элементов письменного знака, на соеди­нении букв в слова, а также на соблюдении правил расстановки письменных знаков относительно линовки. Ученик старается вы­полнить буквы одинаковыми по размеру, нажиму, наклону. В про­цессе связного письма закрепляются и автоматизируются навыки, приобретенные на первых двух стадиях обучения.
Ни на одном из названных этапов письма (элементное, буквен­ное, связное) нельзя еще говорить о сформированности почерка как о системе выработанных движений. Индивидуальность навыка в этот период обучения письму слабо выражена, так как ребенок механически подражает видам соединения письменных знаков, предусмотренных установленными прописями. Обучающийся толь­ко сумел овладеть навыком свободно выполнять отдельные пись­менные знаки и некоторые слова.
При обучении элементному, буквенному и связному письму ученик, перерисовывая с доски или из букваря графические знаки и их элементы, не вдумывается в содержание слов, образованных из этих букв. Основная задача учащегося — правильно, без оши­бок, четко, красиво перерисовать показанные учителем буквы. Ученик механически и зрительно запоминает правильное начерта­ние письменных знаков и их элементов. По мнению психологов, зрительный и двигательный центры ученика на этих этапах обуче­ния письму еще не снабжены словесно-зрительными образами.
А. Р. Лурия, давая оценку процессу формирования письменно-двигательного навыка у ученика начальной школы, отмечал, что эти первые шаги по пути дифференцировки примитивно подража­тельной графики у него еще очень бедны и слабы. Они отражают лишь ритм фразы; ребенок еще не умеет отличать графически со­держание предъявленного ему понятия. «Мы ждем от него второго шага, — пишет А. Р. Лурия, — когда графика его начинает отобра­жать не только внешний ритм предъявленных ему слов, но и их содержание; мы ждем момента, когда знак приобретает зна­чение».
Следующей стадией формирования письменно-двигательного навыка является скорописное письмо. В отличие от предыдущих на этом уровне (уже усвоены технические и графические навыки) учащийся имеет возможность сосредоточить внимание полностью на смысловой стороне, на содержании письма. На первый план выступают усвоение навыков письма, смысл и содержание. В этот период у ученика формируются и орфографические навыки. Он одновременно с выбором содержания текста подыскивает необхо­димые слова, формулировки. Слова рукописного текста пишущий представляет себе в виде зрительных, слуховых и речедвигательных образов. Так, некоторые люди, прежде чем написать то или иное слово или фразу, сначала проговаривают их про себя. Только будучи четко сформулированной, мысль может быть записана.
Особенностью скорописного этапа формирования почерка явля­ется целостность этого процесса. Человек при написании слов не разбивает их на составляющие звуки. Чем быстрее он пишет, тем более связным становится его почерк. Связное скорописное пись­мо требует продолжительного времени в смысле выработки пись­менно-двигательного навыка. Если на первых этапах обучения письму все группы мышц, участвующие в работе предплечья и руки, скованы и не позволяют ученику писать быстро, то на по­следней стадии овладения письменно-двигательным навыком эти мышцы, несмотря на исключительную сложность согласования всех движений, дают возможность совершать их быстро, без боль­ших усилий.
Большая скорость в выполнении письменных знаков и слов возможна в силу того, что движения, необходимые для их написа­ния, совершаются автоматически. Технические и графические навыки пишущим, как правило, не осознаются. Почему? Дело в том, что, несмотря на автоматизированный характер письма, в процес­се выполнения которого основное внимание человека направлено на смысловую сторону написанного, в необходимых случаях пи­шущий всегда готов сознательно вмешаться в процесс письма, ес­ли возникнут какие-либо отклонения. Е. В. Гурьянов по этому поводу писал: «Каждое изменение состояния мышц, любое их со­кращение или расслабление под воздействием импульсов, посту­пающих из двигательных нервных центров, вызывает ответные импульсы, идущие из нервных окончаний в мышцах, суставах, су­хожилиях и связках по чувствительным нервным путям в сенсор­ные нервные центры головного мозга. Эти поступающие с перифе­рии импульсы осознаются человеком в форме так называемых кинестетических ощущений или ощущений движений».
Выполняя определенные движения при начертании письменных знаков (слов, предложений), человек контролирует правильность их написания. Это достигается суммой ощущений, которые он испытывает при привычном письме. Если в силу ряда причин объ­ективного или субъективного характера возникают помехи, чело­век замедляет письмо и начинает контролировать свои движения, как каждое в отдельности, так и наиболее мелкие группы дви­жений.
Кроме кинестетического (двигательного) контроля на этом за­ключительном этапе формирования письменно-двигательного на­выка человек осуществляет и зрительный контроль за своими дей­ствиями. Воспринимая письмо зрительно, человек контролирует правильность его написания и в случае обнаружения различных ошибок, неточностей (орфографического, стилистического, лекси­ческого характера) вносит соответствующие поправки, исправ­ления.
Этапы формирования письменно-двигательного навыка в пол­ном объеме не дают ответа на вопрос: почему почерк каждого, ли­ца обладает индивидуальностью. Ведь обучение письму в школе — процесс коллективный. Ученики одного класса (или классов) при обучении письму зарисовывают те же самые элементы письменных знаков, какие показывает им на доске учитель. На уроках чисто­писания дети выполняют у себя в тетрадях такие же графические элементы, какие они наблюдают в букварях (типовые прописи). Опыты, специально проводимые психологами и физиологами с детьми, делающими первые шаги в овладении навыками письма, показали, что уже на этапе элементного письма выполнение одних и тех же письменных знаков (элементов) учениками происходит по-разному. У учеников одного и того же класса письменные эле­менты различаются по нажиму, наклону, протяженности, количе­ству движений и ряду других признаков.
Индивидуальность почерка, а точнее индивидуальность пись­менно-двигательного навыка человека, у которого уже сформи­ровался такой навык, выражается в специфических изменениях, дополнениях или сокращениях по отношению к стандартной про­писи. Возникают эти особенности постепенно в процессе обучения письму и зависят от многих причин (нами подробно были рассмотрены этапы формирования письменно-двига­тельного навыка в период обучения письму в школе. В то же время необходимо учитывать, что почерк продолжает изменяться, его формирование заканчивается к 25—30 годам. В этот период влияют многочисленные факторы: избранная про­фессия, условия письма и другие. В зависимости от обстоятельств субъективного и объективного характера у человека формируется разный по степени вырабо­танности и строению почерк).