Обстоятельства, влияющие на формирование индивидуального письменно-двигательного навыка

Обстоятельства, влияющие на формирование индивидуального письменно-двигательного навыка, можно разделить на два вида: субъективные, обусловленные анатомическими, физиологическими и психологическими особенностями обучающегося письму, и объ­ективные.
Основную роль в формировании письменно-двигательного на­выка при обучении письму играют обстоятельства субъективного характера, так как в конечном итоге благодаря им почерк каж­дого человека индивидуален. В свою очередь обстоятельства субъективного характера можно разделить на две группы.

Обстоятельства, влияющие на формирование индивидуального письменно-двигательного навыка, можно разделить на два вида: субъективные, обусловленные анатомическими, физиологическими и психологическими особенностями обучающегося письму, и объ­ективные.
Основную роль в формировании письменно-двигательного на­выка при обучении письму играют обстоятельства субъективного характера, так как в конечном итоге благодаря им почерк каж­дого человека индивидуален. В свою очередь обстоятельства субъективного характера можно разделить на две группы.

1. Анатомические особенности пишущего.
Строение руки: длина костных рычагов, степень подвижности суставов и развитости мышц.
Строение глаз и особенности зрения: конвергенция (сведение осей глаз для улучшения восприятия объекта); аккомодация (спо­собность глаза различать предметы, находящиеся от него на раз­личных расстояниях); бинокулярность (особенность зрения, от ко­торой зависит определение расстояния между наблюдаемыми объ­ектами и их взаимное размещение) и другие.
Недостатки зрения: астигматизм (один из недостатков роговой оболочки глаза или хрусталика. Свет, исходящий из любой точки пространства, дает на сетчатке не точечное изображение, а так называемые фигуры светорассеяния, вследствие чего понижается острота зрения); близорукость; дальнозоркость; косоглазие и другие.

2. Психофизиологические особенности обучающегося письму.
Восприятие письменного знака. Это сложный длительный про­цесс, в основе которого лежит формирование слухоречедвигательного и зрительного представлений о письменных знаках и образуе­мых ими словах и предложениях.
Запоминание строения письменного знака в целом и его эле­ментов. Эта задача может быть успешно решена только при мно­гократных упражнениях с буквами. При обучении письму в зави­симости от целей упражнений различают три основных вида письменных работ: списывание, диктант и сочинение. Каждый вид упражнений преследует свои цели. Так, основная задача списывания заключается в зрительном анализе элементов и буквы в целом. При письме под диктовку цель учителя — закрепить и проверить у школьников орфографические навыки; при свободном изложе­нии мыслей основная цель — звуковой и орфографический анализ составных элементов слов.

Внимание и осознание движений при обучении письму. Дети по-разному воспринимают и осознают допущенные ими при вы­полнении упражнений графические и орфографические ошибки. Выполняя первые упражнения, ученик может не обратить внима­ния на грубые ошибки. В дальнейшем у него совершенствуется глазомер и буквы выполняются равномерно по наклону, нажиму, высоте, интервалу и т. д. Но только зрительного контроля за ка­чеством выполнения букв и слов недостаточно. Зрительно ребенок воспринимает только конечный результат своих действий. Однако он должен не только замечать допущенные нарушения в написании элементов письменных знаков и букв в целом, но и предупреждать эти ошибки. Здесь на помощь ученику приходит кинестетический контроль. В результате не только зрительно сопоставляется тол­щина элементов письменных знаков с эталонами (стандартными прописями), но и измеряется нажим по ощущениям от давления на поверхность пальцев. Различная степень восприятия уче­никами при письме всего комплекса ощущений, связанных с рабо­той мышц, суставов, сухожилий, связок, кисти, предплечья, пле­ча, — одна из причин формирования индивидуального письменно-двигательного навыка.

Тип нервной системы и память. Многочисленными эксперимен­тами психологов и физиологов доказана прямая зависимость фор­мирования письменно-двигательного навыка от типа нервной си­стемы человека. Так, дети с нервной системой уравновешенного типа легко сосредоточиваются на задании, успешно овладевают техническими и графическими навыками письма. Они в состоянии акцентировать свое внимание на особенностях строения письмен­ных знаков, способны медленными движениями точно копировать стандартные прописи. Процесс неоднократного подражания уста­новленным стандартным прописям у таких детей заканчивается, как правило, формированием простого (прописного) по строению почерка.
Дети с нервной системой неуравновешенного типа, легко воз­будимые, при выполнении упражнений не могут овладеть техниче­скими и графическими навыками. Они нетерпеливы, выполняя уп­ражнения, не могут постоянно сохранять нужную позу и другие гигиенические требования. Внимание у таких детей, как правило, рассредоточено; они не в состоянии на продолжительное время сконцентрировать его на запоминании и правильном выполнении письменных знаков, показанных учителем. По этой причине у та­ких детей формируется упрощенный по строению почерк. Отличительной особенностью такого письменно-двигательного навыка яв­ляется нечеткость букв, наличие лишних движений (элементов).
Обстоятельства объективного характера также активно вли­яют на формирование письменно-двигательного навыка у обучающегося письму.
К такого рода обстоятельствам относятся в первую очередь посадка и условия письмам Основными нарушениями гигиениче­ских и технических правил письма в школе являются неправиль­ное положение кисти, корпуса, рук, головы. При нормальной по­садке ученик должен сидеть прямо против переднего края стола (парты). Сгибание и наклон корпуса, сидение боком, чрезмерный наклон головы, поджимание или вытягивание ног, слишком боль­шое выдвижение локтя правой руки за край стола, свисание левой руки с парты приводят к стеснению движений руки при письме, вредно отражаются на зрении, дыхании, кровообращении. Непра­вильное держание ручки вызывает у ребенка большую напряжен­ность пальцев, в результате чего наступает быстрая утомляемость и соответственно частая смена позы.
При обучении письму может возникнуть и ряд других наруше­ний гигиенических и технических правил.
В свою очередь нарушения гигиенического и технического по­рядка, как результат неверного усвоения технического навыка, вли­яют на формирование письменно-двигательного навыка). Как пра­вило, эти недостатки проявляются при увеличении скорости пись­ма (увеличение скорости письма происходит не только в школьный период обу­чения, но и при дальнейшей учебе в техникуме, институте и в процессе работы). Они трансформируются на письме в виде нечеткого почерка, замедленности письма, снижения координации движений у лиц с нечетким почерком, увеличения нажима при выполнении письмен­ных знаков, искажений форм букв и др.
К обстоятельствам объективного характера можно отнести и условия, в которых проходит процесс обучения письму. Так, недо­статочная освещенность помещения может привести к формирова­нию упрощенного по строению почерка. Состояние бумаги, на которой выполняется текст, и выбор пишущего прибора также явля­ются факторами, влияющими на формирование письменно-двига­тельного навыка. Например, выполнение рукописи ручкой с же­стким пером на плохо проклеенной бумаге затрудняет исполнение связных движений.
Немаловажную роль в формировании индивидуального почер­ка играет методика обучения письму. Так, новая методика (отсут­ствие линовки и связное свободное письмо) способствует проявле­нию особенностей координации движений учащегося: пальцев, кисти, предплечья и плеча. При этом индивидуальность движений пишущего проявляется уже на первых стадиях овладения письмен­но-двигательным навыком. Данные обстоятельства стимулируют появление особенностей движений при выполнении букв (их формы, высоты, размера надстрочных и подстрочных элементов и др.). Замена простой ручки со стальным пером авторучкой повлекла за собой изменение нажима при выполнении элементов письменных знаков, увеличение связности движений.
Отмеченные обстоятельства субъективного и объективного ха­рактера, возникающие как в процессе обучения письму в школь­ный период, так и при дальнейшей деятельности, влияют на обра­зование у каждого человека индивидуального письменно-двига­тельного навыка (почерка).