Краткий очерк развития экспертизы письма. Каллиграфическая экспертиза

Экспертиза письма непосредственно связана с появлением и распространением письменности и имеет длительную историю сво­его развития. Еще в древнем Риме во время правления императора Юстиниана судебные споры о подлинности документов решались с помощью экспертизы письма.
Каллиграфическая экспертиза
В России первые сведения о проведении экспертизы письма относятся к началу XVII века. По Русскому Своду законов сли­чением почерков могли заниматься люди, владеющие «тайной» письма—секретари присутственных мест, учителя чистописания и другие. Основное качество, определяющее эксперта, заключалось в умении красиво писать.
Таким образом, первым направлением в исследовании письма в России явилась каллиграфическая экспертиза. Процесс калли­графического исследования сводился лишь к выявлению сходства или различия внешнего начертания отдельных букв в сравниваемых рукописях. Естественно, что такое механическое сопоставле­ние строения письменных знаков без учета обстоятельств, влияю­щих на формирование письменно-двигательного навыка, приводи­ло к грубейшим ошибкам.

Экспертиза письма непосредственно связана с появлением и распространением письменности и имеет длительную историю сво­его развития. Еще в древнем Риме во время правления императора Юстиниана судебные споры о подлинности документов решались с помощью экспертизы письма.
Каллиграфическая экспертиза
В России первые сведения о проведении экспертизы письма относятся к началу XVII века. По Русскому Своду законов сли­чением почерков могли заниматься люди, владеющие «тайной» письма—секретари присутственных мест, учителя чистописания и другие. Основное качество, определяющее эксперта, заключалось в умении красиво писать.
Таким образом, первым направлением в исследовании письма в России явилась каллиграфическая экспертиза. Процесс калли­графического исследования сводился лишь к выявлению сходства или различия внешнего начертания отдельных букв в сравниваемых рукописях. Естественно, что такое механическое сопоставле­ние строения письменных знаков без учета обстоятельств, влияю­щих на формирование письменно-двигательного навыка, приводи­ло к грубейшим ошибкам.
Каллиграфическое направление в экспертизе документов под­вергалось резкой критике со стороны ведущих ученых. Так, швей­царский ученый Рейсе писал: «Для графических экспертиз чаще всего приглашаются каллиграфы, как будто достаточно уметь учить детей чистописанию для того, чтобы справиться с одной из самых сложных и трудных экспертиз, требующей серьезных позна­ний по физиологии, химии и фотографии»\’.
Е. Ф. Буринский следующим образом оценивал «научность» этого метода исследования: «Нам, в нашей практике приходилось видеть одного почтенного содержателя типолитографии, который при исследовании одного и того же документа в разное время (в коммерческом суде, у судебного следователя на предваритель­ном следствии и па судебном следствии) давал иногда, по забыв­чивости, три совершенно противоположных заключения о том, кем писана исследуемая рукопись. При этом каждое из них высказы­валось с такою уверенностью, что самому эксперту становилось стыдно за себя, когда стороны предлагали ему вопрос о том, кото­рое же из его разных мнений следует считать окончательным».
Давая заключения, в основе которых нет никаких научных по­ложений, каллиграфы в конце концов потеряли в глазах суда вся­кое доверие. Псевдонаучность этого метода очень метко охарак­теризовал профессор Е. Ф. Буринский, который отмечал, что пра­восудию приходилось бороться как с подделывателями, так и с фантазией каллиграфов.