Общие признаки, отражающие степень и характер сформированности письменно-двигательного навыка

К этим признакам относятся выработанность почерка и степень сложности движений, отражающиеся на строении его в целом. Ана­лиз этой группы общих признаков почерка позволяет эксперту ус­тановить степень и характер сформированности письменно-двига­тельного навыка пишущего.
Выработанность почерка означает способность пишу­щего пользоваться общепринятой системой скорописи. Степень выработанности—один из основных показателей уровня овладения человеком письменно-двигательным навыком. Данный признак по­зволяет эксперту-почерковеду, следователю, суду судить о степени сформированности почерка в целом. О степени выработанности, этом сложном признаке почерка, исследователя информируют темп и координация движений при письме.

К этим признакам относятся выработанность почерка и степень сложности движений, отражающиеся на строении его в целом. Ана­лиз этой группы общих признаков почерка позволяет эксперту ус­тановить степень и характер сформированности письменно-двига­тельного навыка пишущего.
Выработанность почерка означает способность пишу­щего пользоваться общепринятой системой скорописи. Степень выработанности—один из основных показателей уровня овладения человеком письменно-двигательным навыком. Данный признак по­зволяет эксперту-почерковеду, следователю, суду судить о степени сформированности почерка в целом. О степени выработанности, этом сложном признаке почерка, исследователя информируют темп и координация движений при письме.
Под темпом письма понимается время, затрачиваемое пишущим на выполнение букв, слов, предложений и всей рукописи. Темп выполнения рукописи может быть быстрым, средним и мед­ленным. Быстрому темпу свойственно соединение элементов пись­менных знаков и соединение письменных знаков между собой. В рукописи, выполненной в среднем темпе, могут появиться слова, выполненные несвязными движениями, часть букв и элементов письменных знаков может иметь отклонения от принятых прописей.
Для медленного темпа, как правило, характерно отсутствие связных движений при выполнении букв и слов. О замедленном темпе движений говорят и часто встречающиеся в такой рукописи извилистость элементов, тупые начала и окончания элементов письменных знаков, их утолщение по сравнению с прописями, на­личие овалов и полуовалов неправильной формы и другие при­знаки.
Следует отметить, что темп движений при письме может быть привычным и измененным (привычным мы называем темп, которым исполнен текст в обычных усло­виях). Он может меняться у человека в зави­симости от целей и задач, стоящих перед пишущим. Имеет значе­ние, в частности, характер составляемого документа, условия вы­полнения рукописи (например, в движущемся транспорте) и ряд других обстоятельств субъективного и объективного характера. О темпе письма можно судить и по такому признаку, как степень сложности движений. Эти явления обратно пропорциональны. Чем сложнее движения, отображенные в строении почерка, тем медлен­нее темп письма и наоборот (эта зависимость верна только в том случае, когда эксперт имеет дело с одной и той же по степени выработанное™ группой почерков: с высоковыработанными или средними по степени выработанности). Исходя из этой зависимости, можно заключить, что в группе высоковыработанных почерков самыми медленными по темпу исполнения письменных знаков будут услож­ненные почерки; самыми быстрыми—упрощенные.
Под координацией движений при письме пони­мается степень согласованности движений пишущего при выпол­нении элементов письменных знаков, букв и при их связывании. Степень координации зависит от овладения пишущим письменно-двигательным навыком. Так, на начальных этапах обучения пись­му почерк имеет низкую степень координации движений, про­являющуюся в неточности движений при выполнении сочетаний элементов, букв, слов: в извилистости, изломах прямых элементов, угловатости овалов и полуовалов, в смещении от установленных прописей начала и окончания движений, несоразмерности отдель­ных частей элементов и т. д.
Правильно сформированный письменно-двигательный навык (с соблюдением гигиенических и технических правил) позволяет че­ловеку автоматизировать процесс письма, дает возможность пи­шущему устойчиво, без особых усилий выполнять различные дви­жения при написании букв и их элементов. У лиц с достаточно развитым письменно-двигательным навыком степень координации движений высокая. В такой рукописи наблюдается точность в со­единении элементов букв, выдержанность наклона и размера эле­ментов письменных знаков, равномерность протяженности движе­ний, устойчивость в расположении точек начала и окончания дви­жений.
Координация движений тесно связана с темпом исполнения письма. У каждого пишущего в процессе обучения письму и даль­нейшей жизни вырабатывается свой привычный темп движения при выполнении рукописи. Нарушение привычного темпа (по раз­личным причинам) в конечном счете приводит к нарушению чет­кости и стройности в выполнении письменных знаков и их элемен­тов. Координация движений снижается при выполнении рукописи в необычной позе, на необычном материале, при перемене пишу­щей руки, а также в результате расстройства нервной деятель­ности, заболевания и т. д.
В зависимости от уровня овладения письменно-двигательным навыком — темпа и координации движений — различаются мало­выработанные, средневыработанные и высоковыработанные по­черки.