Изменение внешней обстановки письма

Изменение внешней обстановки письма требует от исполнителя рукописи приспособить механизм письма к необычным условиям, т. е. перестроить его. Автоматизм движения, естественно, снижа­ется, а сознательный зрительный контроль за движением повыша­ется. Это в свою очередь ведет к тому, что координация движений нарушается, их согласованность становится неточной.
Следует помнить, что у людей, обладающих высоковыработанным почерком, приспособительные возможности очень велики, отсюда и изменения в почерке у них незначительны. В маловы­работанных почерках «сбивающие» факторы вызывают большие изменения. Нарушения признаков почерка чаще проявляются в разгибательных движениях (снизу вверх, слева направо).
Какие же конкретные изменения в почерке пишущего вызывает необычная внешняя обстановка письма?
Общие признаки. Наибольшей устойчивостью обладает степень выработанности. Однако изменению подвергаются ее по­казатели —координация движений и темп письма. Нарушение координации движений проявляется в неустойчивости наклона, протяженности движений по вертикали и горизонтали, реже — в извилистости и изломах элементов букв. Темп письма несколько снижается, что делает почерк менее стройным и четким.

Изменение внешней обстановки письма требует от исполнителя рукописи приспособить механизм письма к необычным условиям, т. е. перестроить его. Автоматизм движения, естественно, снижа­ется, а сознательный зрительный контроль за движением повыша­ется. Это в свою очередь ведет к тому, что координация движений нарушается, их согласованность становится неточной.
Следует помнить, что у людей, обладающих высоковыработанным почерком, приспособительные возможности очень велики, отсюда и изменения в почерке у них незначительны. В маловы­работанных почерках «сбивающие» факторы вызывают большие изменения. Нарушения признаков почерка чаще проявляются в разгибательных движениях (снизу вверх, слева направо).
Какие же конкретные изменения в почерке пишущего вызывает необычная внешняя обстановка письма?
Общие признаки. Наибольшей устойчивостью обладает степень выработанности. Однако изменению подвергаются ее по­казатели —координация движений и темп письма. Нарушение координации движений проявляется в неустойчивости наклона, протяженности движений по вертикали и горизонтали, реже — в извилистости и изломах элементов букв. Темп письма несколько снижается, что делает почерк менее стройным и четким.
Структурная сложность движений (строение почерка) имеет тенденцию к упрощению строений букв. Новых вариантов пись­менных знаков не встречается. Форма и направление движений обычно остаются такими же. Изменения происходят лишь в том случае, если значительно нарушается координация движений. Направление сгибательных движений (наклон), как правило, не изменяется. Незначительное отклонение связано с вариационностью этого признака у некоторых пишущих, а также с хорошей приспособляемостью к письму при различных внешних условиях.
Протяженность движений по вертикали и горизонтали (раз­мер и разгон почерка) в измененных внешних условиях станови­тся неустойчивой. В большинстве случаев происходит их увеличе­ние. Связность в зависимости от влияния конкретной причины на процесс письма становится также неустойчивой. Так, в случае изменения позы наблюдается увеличение связности, а при пись­ме на необычном материале—уменьшение.
Признаки пространственной ориентации не претерпевают су­щественных изменений, в силу хорошего сохранения зрительного контроля. Некоторые изменения этой группы признаков (интерва­лы между строками, направление линии строк, форма линии строк) происходят в случаях выполнения текстов при плохом освещении и в темноте.
Распределение усилий при письме (нажим), как правило, яв­ляется неустойчивым; нажим увеличивается при письме на ма­териалах с неровной поверхностью и уменьшается при письме в случае использования необычного пишущего прибора.
Частные признаки. Наибольшим изменением подверга­ются такие признаки, как строение букв, протяженность движе­ний, вид соединения и количество движений при выполнении букв и их элементов. Другие признаки — форма движений при выполнении и соединении букв, направление движений и относи­тельное направление сгибательных движений, последовательность движений, относительное размещение точки начала движений при выполнении письменных знаков и их элементов —существенных изменений не претерпевают.