Детальное исследование объектов экспертизы

Сущность этой стадии исследования состоит в последовательном раздельном изучении всех идентификационных признаков письма в спорной рукописи и в образцах письма лиц, подозреваемых в ее написании, дальнейшем сравнительном исследовании выявленных в результате раздельного анализа определенной совокупности идентификационных признаков и предварительной оценке этих признаков.

В процессе раздельного исследования эксперт обязан не только выявить все идентификационные признаки в изучаемых объектах, но и суметь выделить из всей массы признаков наиболее существен­ные, определить степень их устойчивости, вариационности. При раздельном исследовании изучается вся совокупность идентифика­ционных признаков письменной речи. Оно начинается с анализа об­щих признаков, которые анализируются в той последовательности, в какой они изложены в главе II настоящего учебника.
Необходимо еще раз подчеркнуть, что, во-первых, признаки письменной речи эксперт может выявить только при наличии значительного по объему почеркового материала; во-вторых, особое значение имеет установление этой груп­пы идентификационных признаков при проведении автороведческих экспертиз. В основном же признаки письменной речи для установления исполнителя спор­ной рукописи имеют групповое значение.
Количество орфографических, пунктуационных и синтаксиче­ских ошибок дает эксперту информацию о степени развития грам­матических навыков письма исполнителя спорной рукописи и про­веряемого лица.

Сущность этой стадии исследования состоит в последовательном раздельном изучении всех идентификационных признаков письма в спорной рукописи и в образцах письма лиц, подозреваемых в ее написании, дальнейшем сравнительном исследовании выявленных в результате раздельного анализа определенной совокупности идентификационных признаков и предварительной оценке этих признаков.

В процессе раздельного исследования эксперт обязан не только выявить все идентификационные признаки в изучаемых объектах, но и суметь выделить из всей массы признаков наиболее существен­ные, определить степень их устойчивости, вариационности. При раздельном исследовании изучается вся совокупность идентифика­ционных признаков письменной речи. Оно начинается с анализа об­щих признаков, которые анализируются в той последовательности, в какой они изложены в главе II настоящего учебника.
Необходимо еще раз подчеркнуть, что, во-первых, признаки письменной речи эксперт может выявить только при наличии значительного по объему почеркового материала; во-вторых, особое значение имеет установление этой груп­пы идентификационных признаков при проведении автороведческих экспертиз. В основном же признаки письменной речи для установления исполнителя спор­ной рукописи имеют групповое значение.
Количество орфографических, пунктуационных и синтаксиче­ских ошибок дает эксперту информацию о степени развития грам­матических навыков письма исполнителя спорной рукописи и про­веряемого лица.
В развитии лексических навыков эксперт может судить по сте­пени владения автором рукописи как общенародными словами, так и словами, ограниченными в своем употреблении определен­ным коллективом, определенной диалектной или социальной сре­дой (употребление фразеологизмов, диалектизмов, арготизмов, профессионализмов и т. д.).
При изучении общих признаков письменной речи эксперт дол­жен стремиться не только определить функциональный стиль языка, которым выполнена спорная рукопись и образцы письма проверяе­мого лица, но и выявить особенности, придающие индивидуаль­ность стилю, архитектонику, преобладающие типы предложений, признаки символики и сокращений, акцентирование.
Общие признаки позволяют эксперту только установить уровень владения письменной речью, отнести выявленные признаки к кон­кретной группе согласно рассмотренной выше классификации. Анализ частных признаков позволяет исследователю выявить осо­бенности, присущие конкретному автору (исполнителю) рукописи.
В качестве примера здесь будет проанализирован текст аноним­ного письма и свободный образец почерка С. С. Метелкина (рис. 61).
Результаты исследования признаков письменной речи фикси­руются в специальных разработках (см. табл. 1).

Таблица 1. Признаки письменной речи

 
Наименование признаков Конкретное выражение признака
в исследуемом документе в образце почерка 
Метелкина С. С.
I 2 3
1. Степень развития грамматических навы­ков. Высокая, отсутствуют орфографические, пунк­туационные и синтакси­ческие ошибки. Высокая, отсутствуют орфографические, пунк­туационные и синтакси­ческие ошибки.
2. Степень развития лек­сических навыков:     
а) общий запас слов;    
  Лексика богатая, от­сутствует повторение слов.  Лексика богатая, от­сутствует повторение слов. 
     
б) особенности лексики (профессионализмы) «Нарушения социали­стической законности трудового законодатель ства», «обладает плохой графикой», «однопролет­ную балку на двух опо­рах», «трудовую дисцип­лину». «Ориентируясь на циф­ры выполнения плана и результаты проверки трудовой дисциплины», «высокий процент вы­полнения плана», «рек­ламации со строек», «ошибки в чертежах, безграмотные проектные решения». 
    «Случаи пьянства в ра­бочее время».
     
  «Обречены на провал» «закадычными друзья­ми, связанными круговой порукой».  
     
     
Фразеологические обороты.    
     
3. Степень развития сти­листических навыков:     
а) язык;    
  Официально — деловой Своеобразие стиля изло­жения заключается в употреблении фразеоло­гических оборотов, при­сущих, по всей вероятно­сти, работнику архитек-турно — проектной орга­низации, связанному по роду работы с трудовым законодательством. Официально — деловой. Своеобразие стиля изло­жения заключается в употреблении фразеоло­гизмов и фразеологичес­ких оборотов, присущих, по всей вероятности, ра­ботнику архитектурно-проектной организации, связанному по роду ра­боты с трудовым законо­дательством.
    Мысли изложены по­следовательно, имеется логическая связь между всем изложенным. Есть вступление: «мастерская № 2 заняла первое мес­то»; основная часть — изложение фактов; за­ключение: «Данные фак­ты говорят о том, что мастерская № 2 недостойна высокого звания». Выво­ды делаются на основа­нии изложенных фактов.
     
  Мысли изложены по­следовательно, имеется логическая связь между всем изложенным. Есть вступление: «наблюда­ются факты нарушения социалистической закон­ности»; основная часть — изложение фактов; за­ключение: «Примите меры». Выводы делаются на основании изложен­ных фактов.  
     
     
     
     
б) общее построение письменной речи     
(ар­хитектоника);    
     
в) абзацы; Отдельные части тек ста выделены абзацами которые состоят из 1—2 предложений.  Отдельные части тек­ста выделены абзацами, которые состоят из 1—2 предложений. 
  Преобладают большие предложения (больше 30 слов).  Преобладают большие предложения (больше 30 слов). 
     
г) длина предложе­ний; Сложные (сложносочиненные и сложнопод­чиненные предложения)  Сложные (сложносо­чиненные и сложноподчи­ненные предложения). 
     
д) тип предложений;  Наличие аббревиатур: ГАПУ (Главное архитектурно — планировоч­ное управление); МНИИТЭП (Московский науч­но-исследовательский ин­ститут типового и экспе­риментального проекти­рования); г.—город; тов —товарищ; т. ,к. — так как.  Наличие аббревиату­ры — МНИИТЭП (Мос­ковский научно — иссле­довательский институт типового и эксперимен­тального проектирова­ния); тов.—товарищ.
     
  Подчеркивание предло­жений прямой и волнис­той линиями.   
е) сокращения;    
  Вставка слова с по­мощью знака вставки Исправление производит­ся по элементам букв имеются символы — «№ 2». Подчеркивание предло­жений прямой и волнис­той линиями. 
     
    Вставка слова с по­мощью знака вставки, буквы — без знака. Ис­правление по элементам букв. Имеются символы — «№ 2».
     
     
     
     
ж) акцентирование;    
     
     
з) наличие вставок исправлений, симво­лов.    
 
Раздельное исследование общих признаков почерка начинается с анализа особенностей, характеризующих пространственную ори­ентацию (размещение) движений. Эксперт в состоянии выявить эти признаки и оценить их устойчивость только при наличии значи­тельного по объему почеркового материала, выполненного на листе нелинованной бумаги. В рукописях, выполненных на типографских бланках, в силу наличия линии линовки, специальных граф и строк многие особенности навыка пишущего в размещении фрагментов письма не проявляются.
Затем эксперт изучает признаки, отражающие степень и харак­тер сформированности письменно-двигательного навыка. Анализ этой группы признаков начинается с определения степени выработанности почерка, которым выполнена спорная рукопись и образцы почерка проверяемого лица. Уже отмечалось, что в случае явных различий в степени выработанности при отсутствии признаков умышленного ее снижения в спорной рукописи дальнейшее раз­дельное и сравнительное исследование проводить нецелесообразно. Завершается этот этап раздельного анализа исследованием общих признаков почерка, отражающих структуру движений по их траек­тории.
Результаты раздельного анализа общих признаков почерка, которым исполнена спорная рукопись и образцы письма проверяемого лица, фиксируются так же, как это сделано в разработке при­знаков письменной речи (см. табл. 2).
Изучив и зафиксировав в специальных разработках признаки письменной речи и общие признаки почерка, эксперт переходит к наиболее сложной, трудоемкой и ответственной работе—изучению частных признаков почерка, проявляющихся в письменных знаках, их элементах и сочетаниях букв.
 
Таблица 2. Общие признаки почерка
 
Наименование признаков Конкретное выражение признака
в исследуемом документе в образце почерка Метелкина С. С.
1 2 3
1. Признаки, отражаю­щие пространственную ориентацию (размеще­ние) движений:     
    а) заголовок;    
     
б) дата;  Расположен ближе к левому срезу бумаги. Расположен ближе к левому срезу бумаги. 
в) поля (расположе­ние, форма, конфигу­рация, размер);   Справа внизу.  Справа внизу. 
  Левые, прямоугольные прямолинейная, средние (Зсм).  Левые, прямоугольные, прямолинейная, средние (3 см). 
г) размер красной строки;     
  Малый (1,5 см). Малый (1,5 см).
д) размер интервалов между строками;     
между словами;  Средний (1,5 буквы). Средний (1,5 буквы).
     
е) положение строки относительно горизон­тального среза листа бумаги;  Средний (1,5 буквы).  Средний (1,5 буквы) 
     
  Поднимающееся. Поднимающееся.
     
ж) форма линии пись­ма в строке;  Прямолинейная. Прямолинейная.
з) размещение знаков препинания относи­тельно предшествую­щего слова, линии письма;     
и) размещение знака переноса слов относи­тельно линии письма. В центре между слова­ми, на линии письма. В центре между слова­ми, на линии письма.
2. Признаки, отражаю­щие степень и харак­тер сформированности письменно — двигатель­ного навыка:     
а) степень выработанности;    
  Параллельно линии письма. Параллельно линии письма.
     
б) сложность движе­ний;    
     
     
     
     
  Высокая: координация движений — высокая темп движений — выше среднего.  Высокая: координация движений — высокая, темп движений — выше среднего. 
  Почерк простои с эле­ментами упрощений и усложнений. Почерк простой с эле­ментами упрощений и ус­ложнений.
3. Признаки, отражаю­щие структуру движе­ний по их траектории:     
а) преобладающая форма и направление движений;     
б) наклон;     
в) размер;  Округлая, левоокруж­ное. Округлая, левоокруж­ное.
г) разгон;     
д) связность; Правый.  Правый. 
  Средний.  Средний. 
  Средний.  Средний. 
  Средняя. Средняя.
В случае исследования большого по объему рукописного текста эксперт составляет алфавитную разработку, что позволяет избе­жать пропуска той или иной буквы. Для этого лист бумаги делится на три вертикальные графы. В первую заносятся все буквы алфави­та; во вторую — буквы и буквосочетания, содержащиеся в исследуе­мой рукописи; в третью — буквы и буквосочетания, имеющиеся в образцах почерка проверяемого лица. Буквы зарисовываются с точным воспроизведением имеющихся в них особенностей. Зарисов­ку лучше всего производить мягким графитным карандашом.
 
сследуемый текст письма
 
Рис. 61. Исследуемый текст письма.
 
 Свободный образец почерка Метелкина С. С.
 
Свободный образец почерка Метелкина С. С.
 
В процессе составления разработок выявляются и фиксируются варианты написания одноименных букв в спорной рукописи и об­разцах. Фиксируются отдельные буквы и их соединения как с пре­дыдущими, так и с последующими буквами. При этом соединения можно отмечать пунктиром. В каждой букве эксперт должен обна­ружить частные признаки, которые отмечаются стрелками-указа­телями. Необходимо помнить, что письменный знак содержит опре­деленную часть указанных в главе II частных признаков.
Такая кропотливая, трудоемкая фиксация частных признаков облегчит работу эксперта на этапе сравнительного исследования. Параллельно с отметкой частных признаков эксперт подсчитывает частоту встречаемости признаков, что в конечном счете позволяет исследователю установить их устойчивость и вариационность. Устойчивость каждого признака эксперт прослеживает на одина­ковых письменных знаках, повторяющихся в спорной рукописи и образцах. Для этого в разработке рядом с каждым вариантом буквы проставляются отметки в виде цифр или черточек (с по­следующим их подсчетом), свидетельствующих о частоте встречае­мости каждого конкретного варианта письменного знака (рис. 62).
 
Фрагмент алфавитной разработки признаков исследуемого почерка
 
Рис. 62. Фрагмент алфавитной разработки признаков исследуемого почерка и образца почерка Метелкина С. С.

При исследовании небольших по объему рукописных текстов, где не встречаются все буквы алфавита, исследователь составляет текстовую разработку, в которой частные признаки почерка фикси­руются не в алфавитном порядке, а в той последовательности, в которой они расположены в спорной рукописи.
В результате раздельного изучения исследуемых записей экс­перт получает полное представление как о почерке лица, выполнив­шего спорную рукопись, так и о почерке предполагаемого исполни­теля.