Причины, изменяющие почерк

Несмотря на относительную устойчивость почер­ка конкретного лица, в нем (почерке) под воздействием различных обстоятельств могут наступить различные изменения. Неда­ром И. П. Павлов, называя системы временных связей стереоти­пами, подчеркивал их динамичность, выражающуюся в изменчи­вости в зависимости от обстоятельств объективного и субъектив­ного характера. «Образованные условные рефлексы, — отмечал И. П. Павлов,— представляют собой в высшей степени чувстви­тельную величину и потому при обыкновенных жизненных усло­виях подлежат постоянным колебаниям».
В криминалистической литературе по судебному почерковеде­нию к причинам, изменяющим почерк, относят:
— неправильную позу, непривычное держание пера, необыч­ный материал или иные непривычные условия письма;
— различные травмы рук, глаз;
— нарушение нервного и физического состояния пишущего: испуг, усталость и др.;
— различные нервные заболевания;
— выполнение рукописи левой рукой при обычном письме пра­вой рукой;
— выполнение рукописи особым образом: в непривычном тем­пе—старательно или поспешно, с подражанием почерку другого лица, с подражанием печатному шрифту или специальным шрифтам.

Несмотря на относительную устойчивость почер­ка конкретного лица, в нем (почерке) под воздействием различных обстоятельств могут наступить различные изменения. Неда­ром И. П. Павлов, называя системы временных связей стереоти­пами, подчеркивал их динамичность, выражающуюся в изменчи­вости в зависимости от обстоятельств объективного и субъектив­ного характера. «Образованные условные рефлексы, — отмечал И. П. Павлов,— представляют собой в высшей степени чувстви­тельную величину и потому при обыкновенных жизненных усло­виях подлежат постоянным колебаниям».
В криминалистической литературе по судебному почерковеде­нию к причинам, изменяющим почерк, относят:
— неправильную позу, непривычное держание пера, необыч­ный материал или иные непривычные условия письма;
— различные травмы рук, глаз;
— нарушение нервного и физического состояния пишущего: испуг, усталость и др.;
— различные нервные заболевания;
— выполнение рукописи левой рукой при обычном письме пра­вой рукой;
— выполнение рукописи особым образом: в непривычном тем­пе—старательно или поспешно, с подражанием почерку другого лица, с подражанием печатному шрифту или специальным шрифтам.

Устойчивость письменно-двигательного навыка, сохраняемость его особенностей при письме даже в необычных условиях зависит от следующих причин:
— степени сформированности письменно-двигательного на­выка;
— особенностей нервного аппарата управления движениями человека.

Естественно, стереотипность движений у лица, не обладающе­го сформированным письменно-двигательным навыком, низкая. Сохраняемость особенностей движений при выполнении одноимен­ных письменных знаков крайне малая. Поэтому на практике эксперты-почерковеды при решении вопроса об исполнителе докумен­та испытывают определенные трудности, если имеют дело с мало­выработанным почерком; неустойчивость движений часто является причиной отказа эксперта от решения вопроса о тожде­стве.
Таким образом, сохраняемость особенностей движений пишу­щего при письме в различных условиях, устойчивость (стереотип­ность) их воспроизведения — свойства почерка, необходимые для идентификации личности.
Особенностью проявления динамического стереотипа письмен­но-двигательного навыка является его вариационность. Вариационность—одно из свойств сформировавшегося письменно-двига­тельного навыка. Эта особенность почерка есть результат приспо­собляемости письменно-двигательного навыка к отмеченным выше обстоятельствам  объективного и субъективного характера. В. Ф. Орлова, с учетом факторов объективного и субъективного характера, влияющих на формирование письменно-двигательного навыка, отмечает двоякую природу вариационности почерка. С одной стороны, вариационность почерка, по ее мнению, есть ре­зультат приспособления движений в процессе автоматизированно­го письма; с другой—это результат сознательной перестройки ме­ханизма движений в связи с определенными целями пишущего. У человека могут варьировать как одни и те же признаки почерка, так и почерк в целом. В первом случае говорят о вариационности признаков почерка; во втором — о вариационности почерка.
В связи с тем, что у пишущего может быть несколько вариан­тов почерка, в криминалистической литературе вариант, сформи­ровавшийся в процессе обучения письму в школе и дальнейшей жизни, принято называть основным. Этот вариант чаще всего встречается при написании различных документов, записей и др. Остальные варианты почерка, появившиеся у человека позднее в результате различных обстоятельств объективного и субъектив­ного характера, принято называть дополнительными. Ими, напри­мер, могут быть скорописная маскировка, выполнение рукописи с подражанием печатному шрифту, выполнение левой рукой и т. д..
Вариационность почерка как одна из форм приспособляемости письменно-двигательного навыка к различным условиям (объек­тивного и субъективного характера) не является препятствием для идентификации личности. В то же время вариационность все­гда должна учитываться как при исследованиях идентификацион­ного, так и неидентификационного характера. Например, прежде чем решать вопрос об исполнителе документа, эксперту необходи­мо установить, не было ли здесь установки на умышленное изме­нение почерка и т. д.

Подводя итог сказанному, можно сделать следующие выводы о психофизиологической природе письменно-двигательного на­выка.
По физиологическому механизму в основе формирования письменно-двигательного навыка (почерка) лежат: образование динами­ческого двигательного стереотипа при взаимодействии первой и второй сигнальных систем; автоматизация движений.
Осознавание формирования почерка обусловлено рядом осо­бенностей. Так, сознание человека направлено на условия и каче­ство исполнения; сознательный контроль и регуляция действий осуществляется на основе мышечного чувства, представлений и понятий (знаний); играют роль специализация восприятии и тон­кость чувственного различения движений, а также избирательная направленность сознания в процессе выполнения письменных знаков.
По характеру исполнения эта деятельность человека характе­ризуется: целостностью и рациональностью движений, легкостью, экономичностью (по усилиям и времени), точностью.