Сравнительное исследование письма (почерка)

Следующим этапом детальной стадии является сравнительное исследование письма (почерка), которым исполнена спорная руко­пись, с образцами письма (почерка) проверяемого лица по призна­кам, которые были зафиксированы в процессе раздельного изуче­ния. При проведении экспертизы письма применяется один из при­емов сравнения—сопоставление. Такие приемы сравнения, как совмещение и наложение, в силу специфики этого вида кримина­листического исследования для идентификации личности, как пра­вило, не применяются.
Принята определенная последовательность в сопоставлении признаков письма. Сначала сравниваются признаки письменной речи, затем общие и частные признаки почерка. Сравнительное исследование проводится путем сопоставления признаков, зафикси­рованных в разработках (алфавитной или текстовой), с обязатель­ной проверкой совпадающих и различающихся признаков по самим оригиналам

Следующим этапом детальной стадии является сравнительное исследование письма (почерка), которым исполнена спорная руко­пись, с образцами письма (почерка) проверяемого лица по призна­кам, которые были зафиксированы в процессе раздельного изуче­ния. При проведении экспертизы письма применяется один из при­емов сравнения—сопоставление. Такие приемы сравнения, как совмещение и наложение, в силу специфики этого вида кримина­листического исследования для идентификации личности, как пра­вило, не применяются.
Принята определенная последовательность в сопоставлении признаков письма. Сначала сравниваются признаки письменной речи, затем общие и частные признаки почерка. Сравнительное исследование проводится путем сопоставления признаков, зафикси­рованных в разработках (алфавитной или текстовой), с обязатель­ной проверкой совпадающих и различающихся признаков по самим оригиналам
Если различие между сравниваемыми почерками незначительное или между ними наблюдается внешнее сходство по некоторым наи­более общим признакам, то для решения вопроса о наличии или отсутствии тождества прибегают к так называемому возвратному сравнению. При таком сравнении для более глубокого и детального изучения признаков письма в сопоставляемых рукописях эксперт должен неоднократно возвращаться к их исследованию. Неоднократное изучение признаков письма в спорной рукописи после во­сприятия признаков письма в образцах проверяемого лица и наобо­рот образует весьма распространенный вид сравнения, основные цели которого сводятся к установлению взаимосвязи и взаимоза­висимости сопоставляемых объектов.
При возвратном сравнении эксперт, неоднократно возвращаясь к исследованию сопоставляемых почерков, все глубже и глубже по­знает их связи и взаимозависимость, обнаруживает и воспринимает существенные признаки, необходимые для решения поставленного перед ним вопроса. При таком сопоставлении сравниваемые по­черки не рассматриваются экспертом как нечто целое. Они расчле­няются, затем их части тщательно изучаются.
В процессе сравнительного исследования почерка, которым исполнена спорная рукопись, с почерком лица, подозреваемого в ее написании, эксперт должен уметь:
— находить связи (совпадающие признаки) между весьма раз­ными, на первый взгляд, почерками;
— устанавливать различия между сравнительно близкими по­черками, обнаруживать отличное в сходном;
— сравнивать объекты не только в состоянии покоя, но и в дви­жении, с точки зрения их развития. Например, учитывать вариационность почерка, изменения, происходящие с признаками письма в результате воздействия на пишущего обстоятельств субъективного и объективного характера.)
Сравнительное исследование должно быть полным и объектив­ным. Эксперт в процессе детального исследования объектов иденти­фикации должен выявить всю совокупность совпадающих и разли­чающихся признаков письма, а не акцентировать внимание, только на совпадениях или различиях.
Сравнение признаков письменной речи начинается с сопостав­ления общих признаков — грамматических, лексических и стили­стических. Благодаря сравнительному исследованию этих групп общих признаков эксперт имеет возможность установить совпаде­ние или различие в навыке владения письменной речью автором спорной рукописи и предполагаемым исполнителем (автором). Установление более высокого уровня владения письменной речью автором спорной рукописи по сравнению с предполагаемым испол­нителем и наоборот, (за исключением случаев умышленного сни­жения уровня владения письменной речью автором спорной руко­писи путем снижения грамотности, упрощения стиля изложения и т. д.) дает возможность эксперту исключить проверяемое лицо из числа предполагаемых авторов исследуемого текста. Совпадение этого общего признака письменной речи позволяет исследователю сделать вывод, что уровень владения письменной речью автора спорной рукописи и проверяемого лица одинаков (установление групповой принадлежности). В рассматриваемом примере сравни­тельное исследование общих признаков —грамматических, лекси­ческих и стилистических — позволяет эксперту выявить совпадение уровня владения письменной речью автора спорной рукописи и про­веряемого лица. В обеих рукописях он высокий.
Если общие признаки имеют групповое значение, то, благодаря сравнению частных признаков письменной речи, исследователь в зависимости от значимости выявленных совпадающих или раз­личающихся признаков (совокупности признаков) с большей или меньшей степенью вероятности (в некоторых случаях и категори­чески) может решить вопрос о конкретном авторе спорной руко­писи.
Важное значение для установления автора спорной рукописи имеют выявленные на этапе сравнительного исследования совпа­дения или различия частных признаков письменной речи в виде однотипных грамматических и лексических ошибок, встречающихся на протяжении всей рукописи. Особую роль в установлении автора документа играют такие частные признаки, как: «авторская лекси­ка», т. е. устойчивое употребление определенных фразеологизмов, профессионализмов, арготизмов, архаизмов, неологизмов и т. д.; спо­собы усиления определенных мыслей автора; способы выполнения вставок, исправлений, символов, сокращений и др.
В исследуемых рукописях путем сравнения частных признаков письменной речи установлено совпадение, например, в употребле­нии одинаковых профессионализмов, свойственных архитекторам, строителям; в способе акцентирования (основные мысли подчер­киваются); в выполнении сокращений (МНИИТЭП), вставок, исправлений и т. д.
В случае решения вопроса об исполнителе спорной рукописи признаки письменной речи, как общие, так и частные, не имеют самостоятельного значения. В совокупности с общими и частными признаками почерка они дают возможность эксперту прийти к до­стоверному категорическому или вероятному выводу о наличии или отсутствии тождества.
Сравнительное исследование общих признаков почерка начи­нается с сопоставления особенностей, отражающих пространствен­ную ориентацию (размещение) движений. Отмечалось, что эта группа признаков проявляется в больших по объему рукописях, выполненных на нестандартном типографском бланке. Навык че­ловека в размещении определенных частей и фрагментов текста устойчиво сохраняется на протяжении многих лет, и поэтому эта группа общих признаков почерка имеет определенное идентифика­ционное значение при установлении исполнителя рукописи. Сопо­ставление общих признаков почерка, отражающих пространствен­ную ориентацию (размещение) движений, проводится в той после­довательности, в которой они изложены в главе II настоящего учебника.
В рассматриваемом примере при сопоставлении этой группы общих признаков почерка были установлены совпадения: размеще­ния заголовка, даты, полей, формы, конфигурации и размера полей; размера красной строки; интервала между строками и словами, положения строки относительно горизонтального среза листа бумаги, формы линии письма в строке; размещения знаков препинания относительно предшествующего слова, линии письма; размещения знака переноса слов относительно линии строки.
Сравнение общих признаков, отражающих степень и характер сформированности письменно-двигательного навыка, начинается с сопоставления степени выработанности почерка в спорной рукописи и почерка проверяемого лица. Явные различия в степени сформи­рованности письменно-двигательных навыков позволяют еще на подготовительной стадии исследования — во время осмотра мате­риалов, поступивших на исследование, решить вопрос об отсутствии тождества. О степени сформированности письменно-двигательного навыка эксперт судит по таким признакам, как темп и координация движений. Поэтому в процессе сравнения сопоставлению подлежат в первую очередь эти признаки.
При детальном исследовании другого общего признака почерка, отражающего характер сформированности письменно-двигательно­го навыка — сложности движений, эксперту необходимо учитывать, что этот признак больше всего изменяется под действием различ­ных обстоятельств субъективного и объективного характера. Экс­перт всегда должен помнить, что степень сложности движений (строение почерка) может трансформироваться даже при исполне­нии рукописи в обычных условиях. Поэтому установление в срав­ниваемых рукописях на подготовительной стадии идентификации различия в строении не дает оснований эксперту решать вопрос об отсутствии тождества. Как уже отмечалось, степень сложности движений эксперт определяет на основе изучения общих признаков, отражающих структуру движений по их траектории. Эта группа общих признаков почерка исследователем сопоставляется в той по­следовательности, как она дается в главе II настоящего учебника.
Таким образом, в рассматриваемом примере сравнительным ис­следованием объектов идентификации были установлены совпаде­ния: по степени выработанности почерка (темпу и координации движений), сложности движений, форме и направлению движений, наклону, размеру, разгону, связности.
Сопоставление общих признаков почерка при исследовании большого по объему рукописного текста, выполненного в обычных для пишущего условиях (в рукописи нет признаков, свидетельству­ющих об умышленной маскировке письма), для эксперта не вызы­вает особых затруднений.
Общие признаки почерка, как правило, имеют групповое значе­ние. При проведении почерковедческих экспертиз исследователь, благодаря сравнению этих групп признаков, может только диффе­ренцировать рукописи на определенные, уже известные группы, виды, разновидности (по степени выработанности, строению, раз­меру и др.).
Наиболее сложная и ответственная работа эксперта — это срав­нение частных признаков почерка, выявленных на этапе раздельного анализа объектов идентификации. В конечном итоге эксперт, только благодаря совокупности частных признаков (с учетом признаков письменной речи и общих признаков почерка), выявлен­ных в сравниваемых рукописях на стадии детального исследования, решает вопрос о конкретном исполнителе. Сопоставление частных признаков проводится экспертом по особенностям, выявленным на этапе раздельного исследования и зафиксированным в разработ­ках. В этом случае обязательна их проверка по оригиналам, так как в разработках не исключены пропуски некоторых особенностей и неточности в фиксации. Подлежит сравнению и частота встреча­емости отдельных вариантов письменных знаков.
Сопоставление признаков почерка рекомендуется начинать с наиболее «общего» из всех частных признаков — со сложности движений. Сложность движений при выполнении букв — признак собирательный: его показателями являются все остальные группы частных признаков. Если в результате сравнения одноименных письменных знаков эксперт установит различия в сложности дви­жений, то тем самым отпадает необходимость дальнейшего сопо­ставления в этих буквах других групп частных признаков почерка. Другими словами, сопоставлению подлежат только сравниваемые признаки письма (в том числе и частные признаки почерка).
В рассматриваемых рукописных текстах несопоставимыми являются двухэлементный (упрощенный) и трехэлементный (со­гласно прописям) варианты буквы «т».
Затем в однотипных (сопоставимых) по строению письменных знаках сравнение производят по всем содержащимся в них частным признакам. Рекомендуется в одной и той же букве отмечать не более трех частных признаков почерка. Например, в сравниваемых почерках в букве «ы» можно отметить: а) форма движения при соединении элементов — угловатая; б) размещение движения по вертикали при выполнении элементов —1-й выше 2-го и т. д. Ана­логичным образом сопоставляются все зафиксированные при раз­дельном исследовании частные признаки в спорной рукописи и образце почерка проверяемого лица.
В разработке совпадающие признаки отмечаются знаком «+»;
Различающиеся — знаком «—» (рис. 63).
На стадии детального исследования предварительная оценка признаков, выявленных в процессе раздельного и сравнительного исследования почерка, заключается прежде всего в установлении устойчивости признаков (письма). Выясняется также, не носят ли они случайного характера, вызванного различными факторами субъективного и объективного свойства. При оценке степени устой­чивости выявленных признаков учитывается частота их встречае­мости. На этой стадии исследователь дает предварительную оценку совокупности всех выявленных признаков и решает вопрос о ее достаточности для вывода о наличии или отсутствии тождества.
Затем эксперт переходит к заключительному этапу работы — к оценке признаков и формированию вывода.
 
 
совпадающие признаки