Степень развития стилистических навыков

Об этом признаке исследователя информирует язык изложения и общее построение письменной речи.
Язык каждой национальности подразделяется на подъязыки, называемые функциональными стилями. В зависимости от соци­альных задач каждый функциональный стиль имеет ограниченное употребление и обладает специфическими языковыми средствами, которые за пределами этого стиля не употребляются или почти не употребляются. Каждый языковой стиль, таким образом, пред­ставляет собой систему средств выражения определенных мыслей; выбор же конкретной формы изложения мыслей определяется со­держанием и назначением рукописи.
В литературе, посвященной вопросам стилистики русского языка, выделяются следующие стили: официально-деловой, науч­ный, производственно-технический, публицистический, разговорно-бытовой. Первые четыре стиля принято называть книжными.
Официально-деловой стиль используется для написания приказов, циркуляров, различной документации, межведомствен­ной переписки, заявлений, объяснений, автобиографий и др. Для этого стиля характерно своеобразие лексики, которая, как прави­ло, не употребляется в других книжных стилях. Например, исполь­зование таких слов, как домовладелец, инвентаризация, делопро­изводство и др. Для такой рукописи характерно также наличие специфических фразеологизмов. Например, трехразовое питание, непрерывный стаж, удостоверение личности и др.

Об этом признаке исследователя информирует язык изложения и общее построение письменной речи.
Язык каждой национальности подразделяется на подъязыки, называемые функциональными стилями. В зависимости от соци­альных задач каждый функциональный стиль имеет ограниченное употребление и обладает специфическими языковыми средствами, которые за пределами этого стиля не употребляются или почти не употребляются. Каждый языковой стиль, таким образом, пред­ставляет собой систему средств выражения определенных мыслей; выбор же конкретной формы изложения мыслей определяется со­держанием и назначением рукописи.
В литературе, посвященной вопросам стилистики русского языка, выделяются следующие стили: официально-деловой, науч­ный, производственно-технический, публицистический, разговорно-бытовой. Первые четыре стиля принято называть книжными.
Официально-деловой стиль используется для написания приказов, циркуляров, различной документации, межведомствен­ной переписки, заявлений, объяснений, автобиографий и др. Для этого стиля характерно своеобразие лексики, которая, как прави­ло, не употребляется в других книжных стилях. Например, исполь­зование таких слов, как домовладелец, инвентаризация, делопро­изводство и др. Для такой рукописи характерно также наличие специфических фразеологизмов. Например, трехразовое питание, непрерывный стаж, удостоверение личности и др.
Основной особенностью научного стиля является использо­вание определенной терминологии и специфических для каждой отрасли науки словосочетаний. Здесь нередко употребляются ино­язычные слова и выражения, записываемые в рукописи с помощью алфавита языка источника; могут встретиться формулы, условные обозначения. Для научного стиля характерно употребление пред­ложений с различного рода вставками и пояснениями. Например: «Высшей формой отражения является запечатление в сознании человека (правонарушителя, потерпевшего, свидетеля) обстоятельств, образующих преступление, и его последствий». В этом стиле обращают на себя внимание сложноподчиненные предложе­ния, в которых основная информация содержится в придаточном предложении. Например: «Следует отметить, что…»; «Необходимо подчеркнуть, что…».
Для производственно-технического стиля языка характерно использование специфических слов и фразеологизмов.
Публицистический стиль отличается от вышеназванных не только особой лексикой и фразеологией, но и эмоциональностью воздействия на читателя. Этот стиль используется в газетах, об­щественно-политических журналах, при выступлении на митингах, собраниях и т. д.
Разговорно-бытовой стиль имеет существенные раз­личия по сравнению с книжным. Он употребляется в повседневном общении людей (переписка, записки различного содержания и т. д.). Разговорный стиль богат запасами специфической лексики; большинство разговорных слов носит эмоциональную окраску, бо­гат состав фразеологии. В рукописях, выполненных разговорно-бытовым стилем, можно встретить такие выражения, как загова­ривать зубы, точить лясы, уши вянут, держи карман шире и др.
Применение тех или иных средств языка во многом зависит от целей пишущего. Человек выбирает из просторечного языка толь­ко то, что наиболее эффективно позволило бы достигнуть постав­ленной задачи. Поэтому лексические границы стилей не остаются неизменными. Так, слова и выражения из разговорно-бытовой лексики могут войти в официально-деловой стиль и наоборот. Человек осваивает и берет на вооружение только ту часть и раз­новидность стиля национального языка, которая в наибольшей степени отвечает его индивидуальным психофизиологическим осо­бенностям, его общественной, трудовой и личной жизни. Индиви­дуальный стиль языка формируется и под влиянием литературно­го, которым написаны произведения классиков, изучаемые в шко­ле; под влиянием особенностей местности, где рос и учился чело­век, и многих других обстоятельств субъективного и объективного характера.
Таким образом, под индивидуальным стилем понимается при­сущая каждому человеку совокупность признаков письменной речи, отражающая навыки использования определенных языковых средств.
В криминалистической практике эксперты при исследовании, как правило, имеют дело с индивидуальным стилем языка. Инди­видуальность стилю языка каждого человека придают и такие признаки, свидетельствующие о степени развития стилистических навыков, как общее построение письменной речи (архитектоника), преобладающие типы предложений, признаки символики и сокра­щений, акцентирование.
Под общим построением письменной речи (ар­хитектоникой) понимается логическая связь и взаимоотноше­ния между всеми частями рукописи. Навыки архитектоники про­являются в умении правильно, полно и последовательно излагать свои мысли, т. е. когда в рукописи есть вступление, с помощью которого автор подводит читателя к пониманию основной мысли;
затем изложены факты и, наконец, в заключительной части сде­ланы выводы, вытекающие из приведенных выше данных. Если стилистические навыки у автора развиты слабо, то мысли изложе­ны неумело, отсутствуют в рукописи вступительная и заключи­тельная части, нет последовательности в изложении основной мы­сли, отсутствуют доказательства выдвинутых положений и т. д.
При изложении определенных мыслей текст рукописи может быть разбит на абзацы. Наличие или отсутствие в тексте абзацев, их строение имеет определенное идентификационное значение при установлении автора (исполнителя) рукописи. Исследователь дол­жен обратить внимание на: количество предложений, входящих в абзац (в экспертной практике принято считать длину предложений малой, если количество слов в них колеблется от двух до шести; средней — от шести до тридцати и большой — свыше тридцати слов); наличие знаков препинания, вопросительных или воскли­цательных знаков в конце абзаца; размер абзацев. Наибольшее идентификационное значение при установлении автора (исполни­теля) рукописи имеют абзацы, состоящие из одного-двух больших предложений.
О степени развития стилистических навыков свидетельствует и такой признак, как преобладающий тип предложений. В зави­симости от типа предложений рукописи бывают: с упрощенными конструкциями (Война. Окопы. Грязь); с простыми конструкция­ми (простые распространенные предложения); со сложными кон­струкциями (сложносочиненные и сложноподчиненные предложе­ния); с усложненными конструкциями, где несколько придаточных предложений, вводные обороты и слова, причастные и деепричаст­ные обороты, прямая речь и диалог.
Наибольшее идентификационное значение имеют рукописи с упрощенными и усложненными конструкциями.
Непосредственно связаны со смысловой стороной письма встре­чающиеся в рукописях символы, сокращения, исправ­ления (зачеркивания, вставки, правка).
Под символами понимается условный графический язык, слу­жащий для обозначения определенных слов и их сочетаний (№, %, § и др.).
В рукописях могут встретиться различные виды сокращений. Со­кращения с использованием, например, начальных букв слова (аб­бревиатуры) — ТАСС, ВНИИСЭ и др. Идентификационная значи­мость аббревиатур зависит от того, насколько часто они встреча­ются в рукописях. Например, идентификационная значимость такого сокращения, как РСФСР, намного меньше, нежели ВНИИСЭ. Редко встречающиеся аббревиатуры дают возможность исследо­вателю с большей или меньшей степенью вероятности в совокуп­ности с другими признаками письменной речи судить о професси­ональной принадлежности предполагаемого автора (исполнителя) спорной рукописи. Сокращения могут быть также слоговыми или смешанными (парторг, пединститут. Союз ССР и т. п.). В рукопи­сях нередко используются и такие сокращения, как, например, ин-тут, кол-во и др.
Наибольшую индентификационную ценность имеют сокраще­ния, не предусмотренные правилами,— так называемые авторские сокращения.
К стилистическим признакам можно отнести навыки акцен­тирования, основное назначение которых заключается в вы­делении основных, по мнению автора (исполнителя), мыслей в рукописи. Усиление главных положений в тексте достигается: подчеркиванием, выделением слов специальным шрифтом, разряд­кой, изменением наклона, нажима, использованием вопроситель­ных, восклицательных знаков, многоточия, скобок и др. (некоторые криминалисты в признаки письменной речи включают цель и содержание документа. В силу того, что цель и содержание рукописи ни в коей мере не отражают навыков человека по владению письменной речью и их изуче­ние выходит за рамки экспертного исследования, они нами не включены в приз­наки письменной речи и поэтому специально не рассматриваются).
Общие признаки письменной речи, выявленные экспертом в процессе изучения спорной рукописи и образцов письма лиц, по­дозреваемых в ее написании (составлении), позволяют сузить круг поиска автора (исполнителя). Для того, чтобы с той или иной степенью вероятности, а в некоторых случаях и в категорической форме, судить о конкретном авторе текста, необходимо в сравни­ваемых рукописях выявить совокупность частных признаков пись­менной речи.