Работа студентам.
Законодательство.
Глава XIII. ЛЬГОТЫ ДЛЯ РАБОТНИКОВ, СОВМЕЩАЮЩИХ РАБОТУ С ОБУЧЕНИЕМ
Статья 184. Организация профессионального обучения на производстве
Для профессиональной подготовки и повышения квалификации работников, особенно молодежи, администрация предприятий, учреждений, организаций организует индивидуальное, бригадное, курсовое и другие формы профессионального обучения на производстве за счет предприятия, учреждения, организации. (в ред. Закона РСФСР от 07.07.1987)
Статья 185. Обучение в пределах рабочего времени
Теоретические занятия и производственное обучение при подготовке новых рабочих непосредственно на производстве путем индивидуального, бригадного и курсового обучения проводятся в пределах рабочего времени, установленного законодательством о труде для работников соответствующих возрастов, профессий и производств.
Статья 186. Предоставление работы в соответствии с полученной квалификацией
По окончании профессионального обучения на производстве рабочему присваивается квалификация (разряд, класс, категория) по профессии согласно тарифно — квалификационному справочнику и предоставляется работа в соответствии с полученной квалификацией (разрядом, классом, категорией). (в ред. Закона РСФСР от 07.07.1987)
Статья 187. Создание необходимых условий для совмещения работы с обучением
Работникам, проходящим профессиональное обучение на производстве или обучающимся в учебных заведениях без отрыва от производства, администрация обязана создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением. (в ред. Закона РСФСР от 07.07.1987)
Статья 188. Поощрение работников, совмещающих работу с обучением
При повышении квалификационных разрядов или при продвижении по работе должны учитываться успешное прохождение работниками профессионального обучения на производстве, общеобразовательная и профессиональная подготовка, а также получение ими высшего или среднего специального образования. (в ред. Закона РСФСР от 07.07.1987)
Статья 189. Льготы для работников, обучающихся в общеобразовательных школах и профессионально — технических учебных заведениях
Для работников, обучающихся без отрыва от производства в общеобразовательных школах и профессионально — технических учебных заведениях, устанавливается сокращенная рабочая неделя или сокращенная продолжительность ежедневной работы с сохранением заработной платы в установленном порядке; им предоставляются также и другие льготы. (в ред. Закона РСФСР от 07.07.1987)
Статья 190. Сокращение рабочего времени для обучающихся в общеобразовательных школах (в ред. Закона РФ от 25.09.1992 N 3543-1)
Для работников, успешно обучающихся без отрыва от производства в школах рабочей молодежи — вечерних (сменных) и заочных средних общеобразовательных школ, в период учебного года устанавливается рабочая неделя, сокращенная на один рабочий день или на соответствующее ему количество рабочих часов (при сокращении рабочего дня в течение недели), а для обучающихся в школах сельской молодежи — вечерних (сменных, сезонных) и заочных средних общеобразовательных школах — рабочая неделя, сокращенная на два рабочих дня или на соответствующее им количество рабочих часов (при сокращении рабочего дня в течение недели). Учащиеся указанных школ освобождаются от работы в течение учебного года не более чем на 36 рабочих дней при шестидневной рабочей неделе или на соответствующее им количество рабочих часов. При пятидневной рабочей неделе общее количество свободных от работы дней изменяется в зависимости от продолжительности рабочей смены при сохранении количества свободных от работы часов. За время освобождения от работы учащимся выплачивается пятьдесят процентов средней заработной платы по основному месту работы, но не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда. Администрация предприятий, учреждений, организаций имеет право предоставлять без ущерба для производственной деятельности работникам, обучающимся в школах рабочей и сельской молодежи, по их желанию, в период учебного года дополнительно еще один или два свободных от работы дня в неделю без сохранения заработной платы.
Статья 191. Отпуска в связи с обучением в общеобразовательных школах
Работникам, обучающимся без отрыва от производства в школах рабочей и сельской молодежи — вечерних (сменных, сезонных) и заочных средних общеобразовательных школах, предоставляется на период сдачи выпускных экзаменов в XII классе отпуск продолжительностью 20 рабочих дней, а в IX классе — 8 рабочих дней, с сохранением средней заработной платы по основному месту работы. (в ред. Закона РФ от 25.09.1992 N 3543-1) Для обучающихся без отрыва от производства в V, VI, VII, VIII, X и XI классах указанных школ устанавливаются на время сдачи ими переводных экзаменов от 4 до 6 свободных от работы дней с сохранением средней заработной платы по основному месту работы за счет сокращения общего количества дней (на 8 — 12 дней), предоставляемых в соответствии со статьей 190 настоящего Кодекса. (в ред. Закона РФ от 25.09.1992 N 3543-1)
Статья 192. Время предоставления ежегодных отпусков обучающимся в общеобразовательных школах
При предоставлении обучающимся без отрыва от производства в общеобразовательных школах ежегодных отпусков администрация предприятия, учреждения, организации обязана, по желанию учащихся, приурочивать эти отпуска ко времени экзаменов в школах.
Статья 193. Ограничение привлечения обучающихся в общеобразовательных школах и профессионально — технических учебных заведениях к сверхурочным работам (в ред. Закона РСФСР от 07.07.1987)
Запрещается привлечение к сверхурочным работам в дни занятий работников, обучающихся без отрыва от производства в общеобразовательных школах и профессионально — технических учебных заведениях.
Статья 194. Отпуска в связи с обучением в профессионально — технических учебных заведениях
Работники, успешно обучающиеся без отрыва от производства в средних профессионально — технических училищах по вечерней (сменной) форме обучения, на вечерних (сменных) отделениях училищ, освобождаются от работы для подготовки и сдачи экзаменов на 30 рабочих дней в течение года, с сохранением за ними средней заработной платы по основному месту работы. (в ред. Закона РФ от 25.09.1992 N 3543-1)
Статья 195. Отпуска для сдачи вступительных экзаменов в высшие и средние специальные учебные заведения
Работникам, допущенным к вступительным экзаменам в высшие и средние специальные учебные заведения, предоставляется отпуск без сохранения заработной платы. Допущенным к вступительным экзаменам в высшие учебные заведения (в том числе в заводы — втузы) предоставляется отпуск на 15 календарных дней, а в средние специальные учебные заведения — 10 календарных дней, не считая времени на проезд к месту нахождения учебного заведения и обратно.
Статья 196. Льготы для работников, обучающихся в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования (в ред. Федерального закона от 24.11.1995 N 182-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)
Работникам, обучающимся без отрыва от производства в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, предоставляются оплачиваемые в установленном порядке отпуска в связи с обучением, а также другие льготы. Ежегодные оплачиваемые отпуска указанным работникам по их желанию предоставляются в любое время года.
Статья 197. Сокращение рабочего времени для обучающихся в вечерних и заочных высших и средних специальных учебных заведениях
Студенты вечерних и заочных высших учебных заведений и учащиеся вечерних и заочных средних специальных учебных заведений на период 10 учебных месяцев перед началом выполнения дипломного проекта (работы) или сдачи государственных экзаменов имеют право при шестидневной рабочей неделе на один свободный от работы день в неделю для подготовки к занятиям с оплатой его в размере пятидесяти процентов получаемой заработной платы, но не ниже минимальной. При пятидневной рабочей неделе количество свободных от работы дней изменяется в зависимости от продолжительности рабочей смены при сохранении количества свободных от работы часов. Администрация предприятий, учреждений, организаций вправе предоставлять в течение указанных 10 учебных месяцев дополнительно, по желанию студентов и учащихся, еще один — два свободных от работы дня в неделю без сохранения заработной платы.
Статья 198. Отпуска в связи с обучением в вечерних и заочных высших и средних специальных учебных заведениях
Федеральным законом от 22.08.1996 N 125-ФЗ предусмотрен иной порядок предоставления отпусков в связи с обучением в высших учебных заведениях.
Студентам, успешно обучающимся в вечерних высших учебных заведениях, на период выполнения лабораторных работ, сдачи зачетов и экзаменов ежегодно предоставляется отпуск на первом и втором курсах — 20 календарных дней, на третьем и последующих курсах — 30 календарных дней. Учащимся, успешно обучающимся в вечерних средних специальных учебных заведениях, на период выполнения лабораторных работ, сдачи зачетов и экзаменов ежегодно предоставляется отпуск на первом и втором курсах — 10 календарных дней, на третьем и последующих — 20 календарных дней. Студентам и учащимся, успешно обучающимся в заочных высших и средних специальных учебных заведениях, на период выполнения лабораторных работ, сдачи зачетов и экзаменов ежегодно предоставляется отпуск на первом и втором курсах — 30 календарных дней, на третьем и последующих курсах — 40 календарных дней. Студентам и учащимся вечерних и заочных высших и средних специальных учебных заведений на период сдачи государственных экзаменов предоставляется отпуск 30 календарных дней. Студентам вечерних и заочных высших учебных заведений на период подготовки и защиты дипломного проекта (работы) предоставляется отпуск продолжительностью в 4 месяца, а учащимся вечерних и заочных средних специальных учебных заведений — 2 месяца. За время отпусков, предоставляемых в связи с обучением в вечерних и заочных высших и средних специальных учебных заведениях, за работниками сохраняется средняя заработная плата. (в ред. Закона РФ от 25.09.1992 N 3543-1)
Приказом Минобразования РФ от 20.01.1997 N 91 утверждена форма справки — вызова для студентов высших учебных заведений.
Статья 199. Отпуск для ознакомления с работой по избранной специальности и подготовки материалов к дипломному проекту
Администрация предприятий, учреждений, организаций по рекомендации соответствующих учебных заведений вправе предоставлять обучающимся на последних курсах вечерних и заочных высших и средних специальных учебных заведений дополнительный месячный отпуск без сохранения заработной платы для ознакомления непосредственно на производстве с работой по избранной специальности и подготовки материалов к дипломному проекту. На период отпуска студенты и учащиеся зачисляются на стипендию на общих основаниях.
Статья 200. Оплата проезда к месту нахождения заочного учебного заведения
Администрация предприятий, учреждений, организаций оплачивает обучающимся в заочных высших и средних специальных учебных заведениях проезд к месту нахождения учебного заведения и обратно для выполнения лабораторных работ и сдачи зачетов и экзаменов один раз в год в размере пятидесяти процентов стоимости проезда. Кроме того, в таком же размере производится оплата проезда для подготовки и защиты дипломного проекта (работы) или сдачи государственных экзаменов.
В соответствии с Федеральным законом от 22.08.1996 N 125-ФЗ работодатель оплачивает проезд студентов — заочников к месту нахождения высшего учебного заведения и обратно один раз в год.
Историческая справка
Студенческие строительные отряды.
(ССО) в СССР, трудовые коллективы студентов, добровольно объединяющихся на время летних каникул для участия в строительстве народно-хозяйственных объектов и агитационно-пропагандистской, культурно-массовой и др. шефской работы среди населения. Первые ССО были организованы в 1959. Определяющим принципом деятельности ССО является органическое соединение процесса производства с учебно-воспитательным процессом высшей школы. Участие в ССО помогает будущему специалисту на практике применять приобретённые в вузе знания, овладевать организаторскими навыками и опытом общественно-политической деятельности, формирует коммунистическое отношение к труду. Существуют специализированные студенческие отряды (по профилю будущей специальности или близких к ней) — связистов, энергетиков, строителей ж.-д. магистралей, механизаторов, нефтяников, пионервожатых, медиков, сферы обслуживания и т. д., а также отряды для работы на уборке урожая, на ж.-д. транспорте, в Аэрофлоте и др. ССО создаются из числа студентов, успешно выполняющих учебную программу и годных по состоянию здоровья к физическому труду. ССО (не менее 40 человек) состоит из нескольких производственных бригад (труд членов ССО оплачивается согласно объёму выполненных ими работ). Руководство ССО осуществляют отрядные, районные (зональные), областные, краевые и Центральный штабы. ССО участвуют в сооружении промышленных, с.-х., культурно-бытовых объектов на территории всех союзных республик, работают на важнейших стройках страны (КамАЗ, ВАЗ, Байкало-Амурская магистраль, Саяно-Шушенская ГЭС, Билибинская АЭС, нефтекомплексы Тюмени и Туркмении, стройки Нечерноземья, Саратовский и Крымский каналы, Уральский и Дальневосточный научные центры, водохозяйственные объекты Белоруссии, Казахстана и др.). За годы существования ССО в их деятельности участвовало свыше 3,3 млн. чел., ими освоено свыше 5,5 млрд. рублей капиталовложений (в том числе 5 млн. рублей в г. Гагарине, где работают ССО, состоящие из лучших представителей студенчества всех союзных республик). В 1974 ССО работали (свыше 600 тыс. студентов) на 35 тыс. объектов, из которых 17,8 тыс. введены в эксплуатацию, освоено 1162 млн. руб. капиталовложений, произведено продукции и оказано услуг населению на 115 млн. руб.
В 1974 в составе интернациональных ССО работало свыше 7 тыс. иностранных студентов (11390 стран), обучающихся в вузах СССР и приехавших в составе групп в порядке студенческого обмена.
А. Я. Семенченко.
БСЭ
Историческая справка.
Трудовое воспитание молодежи.
Трудовое воспитание, формирование необходимых для трудовой деятельности нравственных качеств человека с помощью труда; в социалистическом обществе — в широком смысле — целенаправленное формирование коммунистического отношения к труду как основы нового духовного облика человека, воспитания высокосознательного и всесторонне развитого гражданина; органическая составная часть коммунистического воспитания; в более узком смысле — целенаправленный, тесно связанный с обучением в школе процесс подготовки детей и юношества к трудовой деятельности. Коммунистическое отношение к труду формируется в процессе воспитания трудолюбия, готовности и способности выполнять полезную обществу работу, сознания ответственности за результаты труда, способности воспринимать интересы коллектива как личные, добросовестно и творчески относиться к решению трудовых задач. Основой и объективными предпосылками достижения целей Т. в. в социалистическом обществе являются социалистические производственные отношения, соответствие конечных целей строительства коммунизма коренным интересам трудящихся, непрерывное повышение материального благосостояния и культурного уровня народа и др. Важнейшими путями и формами Т. в. являются: подготовка детей и юношества к труду в семье и школе, привлечение их к непосредственному и посильному участию в общественном производстве; использование всех средств морального поощрения передовиков производства и ознакомление широких масс с их опытом; последовательное проведение принципа материальной заинтересованности в результатах труда; создание необходимых условий для роста квалификации трудящихся и участия их в организации и управлении производством; широкое развитие социалистического соревнования; использование в целях Т. в. средств массовой информации и устной пропаганды; решительная борьба с антиобщественным отношением к труду путём общественного и административного воздействия, критики, применения мер принуждения к нарушителям советских законов о труде. Партия добивается повышения эффективности идеологической деятельности путём комплексного подхода к воспитанию, то есть обеспечения тесного единства идейно-политического, трудового и нравственного воспитания с учётом особенностей различных групп трудящихся.
В классово-антагонистическом обществе Т. в. направлено на абсолютное подчинение трудящихся господствующим классам, укрепление существующего строя, воспитание покорных и усердных тружеников.
Педагогическая наука рассматривает Т. в. как органичную часть общего процесса воспитания подрастающего поколения в семье и школе. В буржуазной педагогике вслед за Г. Кершенштейнером и Дж. Дьюи Т. в. рассматривается только как главное средство подготовки дисциплинированных, аккуратных и добросовестных исполнителей, стремящихся исключительно к достижению личного успеха и материального благополучия. Объективно такое определение целей Т. в. в буржуазной педагогике направлено на затушевывание классовых противоречий, на укрепление основ антагонистического государства.
Социалисты-утописты 16-18 вв. впервые высказали идею о Т. в. как средстве формирования свободного гармоничного человека, готового трудиться на благо всех членов общества. Т. Мор в \»Утопии\» провозгласил социалистический идеал общества без эксплуататоров; все его члены заняты трудом, которому обучаются с детства в школах, на полях, в мастерских. Т. Кампанелла главную особенность воспитания видел в соединении обучения с трудом. Ж. Ж. Руссо предлагал привлекать детей к с.-х. труду и различным ремёслам, утверждая, что овладение профессиями обеспечивает человеку материальную независимость. Социалисты-утописты 19 в. К. А. Сен-Симон и Ш. Фурье утверждали, что основная задача воспитания — подготовить молодое поколение к успешной трудовой деятельности, обеспечить его всестороннее развитие. Особенно подробно Фурье разработал методы привлечения детей к труду. В организованных Р. Оуэном школах дети с раннего возраста вовлекались в коллективный труд.
Значительный вклад в теорию Т. в. внесли русские революционные демократы. Н. Г. Чернышевский развил мысль о превращении труда при коммунизме в первую потребность человека, удовлетворение которой будет приносить ему истинное наслаждение. Педагог К. Д. Ушинский (работа \»Труд в его психическом и воспитательном значении\», 1860) раскрыл значение свободного физического труда для всестороннего развития человека и поддержания в нём чувства собственного достоинства.
К. Маркс, Ф. Энгельс и В. И. Ленин видели главное направление Т. в. в соединении обучения с производительным трудом. Ленин писал: \»јнельзя себе представить идеала будущего общества без соединения обучения с производительным трудом молодого поколения: ни обучение и образование без производительного труда, ни производительный труд без параллельного обучения и образования не могли бы быть поставлены на ту высоту, которая требуется современным уровнем техники и состоянием научного знания\» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 2, с. 485).
Воспитание у учащихся готовности к труду, трудолюбия, профессиональная ориентация обеспечиваются в СССР всей системой учебной и внеучебной работы средней общеобразовательной школы (содержание учебных предметов, уровни трудовых учебных нагрузок, методы обучения, обеспечивающие высокую активность деятельности ученика, и т.д.). Т. в. осуществляется не только в процессе изучения предметов гуманитарного и естественно-математического циклов, но и при выполнении общественных поручений пионерской и комсомольской организаций, воспитывающих своих членов в коллективном, сознательном и дисциплинированном труде на пользу общества. Решающую роль в Т. в. учащихся играет их участие в общественном производстве, в труде взрослых (это позволяет на практике знакомиться с производственными отношениями и обязанностями, действенно проявлять и развивать духовные и физические способности). С этой целью организуется работа учащихся в учебных цехах, учебно-производственных комбинатах, ученических производственных бригадах и лесничествах, лагерях труда и отдыха и др. Соединение обучения с производительным трудом создаёт широкие возможности для переноса знаний, полученных при изучении основ наук, в область практической деятельности, стимулирует способность к самостоятельному, творческому решению трудовых задач, формирует важнейшие качества личности человека социалистического общества.
Т. в. молодёжи также целенаправленно осуществляется в профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведениях в органичной связи с овладением специальностью. Задачи Т. в. решаются во всех формах учебного труда (лекции, лабораторные и практические занятия и др.) и особенно в процессе учебной практики, производственного обучения, а также при выполнении общественно полезной работы в студенческих строительных отрядах и др. трудовых объединениях. В Т. в. работающей молодёжи значительную роль играют школы и бригады коммунистического труда и получившее массовый характер наставничество — движение высококвалифицированных кадровых рабочих по обучению и воспитанию рабочей смены. Воспитание коммунистического отношения к труду является одной из главных задач комсомольской и др. общественных организаций, ведущих воспитательную работу с молодёжью, занятой трудом на промышленных предприятиях, в учреждениях, совхозах и колхозах.
В СССР проблемы Т. в. разрабатываются в научно-исследовательских учреждениях АПН СССР, педагогических научно-исследовательских институтах союзных республик, а также на кафедрах педагогики педагогических вузов.
В области права и судебной практики термин \»Т. в.\» понимается как средство исправления и перевоспитания осуждённых путём привлечения их к труду в исправительных учреждениях. (См. Исправительно-трудовое право.)
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., О воспитании и образовании, М., 1957; Ленин В. И., О воспитании и образовании, 3 изд., М., 1973; Калинин М. И., О воспитании и обучении, М., 1957; Крупская Н. К., Пед. соч., т. 4, М., 1959; Шацкий Т. С., Избр. пед. соч., М., 1958; Макаренко А. С., Соч., т. 5, М., 1958; Общие основы педагогики. Под ред. Ф. Ф. Королева и В. Е. Гмурмана, М., 1967; Сухомлинский В. А., Воспитание коммунистического отношения к труду, М., 1959.
В. Г. Зубов.
БСЭ
Источник: http://www.rabotar.ru/content/?itemid=35