Семинария имеет государственную лицензию на право ведения образовательной деятельности в сфере религиозного образования А № 000794, выданную Министерством образования Российской Федерации 16 мая 2003 г.
Добавленные к обычному названию Духовной школы слова «миссионерская направленность» показывают приоритеты в подготовке кадров для Православной Церкви. Безусловно, по своей сути каждая семинария призвана готовить будущих священников-миссионеров. Наша школа является учебным заведением, как бы с углубленным изучением миссионерского служения.
Вообще, по своему предназначению Белгородская семинария призвана готовить: священнослужителей, богословов, преподавателей Духовных учебных заведений, специалистов в области преподавания Закона Божия в нерелигиозных учебных заведениях, православных миссионеров, полковых священников (капелланов), других работников учреждение Московского патриархата.
Семинария имеет государственную лицензию на право ведения образовательной деятельности в сфере религиозного образования А № 000794, выданную Министерством образования Российской Федерации 16 мая 2003 г.
Вообще, по своему предназначению Белгородская семинария призвана готовить: священнослужителей, богословов, преподавателей Духовных учебных заведений, специалистов в области преподавания Закона Божия в нерелигиозных учебных заведениях, православных миссионеров, полковых священников (капелланов), других работников учреждение Московского патриархата.
Кадровая проблема особо остро стоит перед Духовными учебными заведениями сегодня, несмотря на это в Белгородской семинарии подобрался неплохой состав преподавателей: это три кандидата и один магистр богословия, четыре доктора наук. Активно привлекается к преподаванию профессорский потенциал Белгородского государственного университета, Курского пединститута, постоянно приглашаются преподаватели Москвы, Курска, Петербурга. Это закладывает основу успешного обучения.
Интересно, что уже подбор студентов семинарии – «миссионерский». У нас учатся выходцы из 44 епархий Московского патриархата: среди них есть студенты из Абаканской и Бакинской, Барнаульской и Элистинской, Якутской, Брестской и др. епархий Русской Православной Церкви.
Учебно-воспитательный процесс в семинарии осуществляется на 5-ти пастырских курсах очного отделения, 4-х курсах сектора заочного обучения и подготовительном отделении. К обычному семинарскому стандарту предметов, утвержденному Учебным комитетом в Белгородской семинарии добавлены следующие предметы: прежде всего это блок «миссиологии», состоящий из трех курсов – «Введение в миссиологию», «История миссии», «Принципы и методы миссионерской деятельности» (эти предметы изучаются два года). Расширенно преподается сектоведение, начинаясь на 2-м и заканчиваясь на 4-м курсе. В программу предмета постоянно добавляются новейшие данные по сектам. На 5-м курсе изучаются следующие дополнительные предметы: этнография, естествознание, спецкурсы по основам экономических знаний, экранным искусствам в миссионерском служении. В сентябре 2006 года в Белгородской Духовной семинарии была открыта и освящена православная телестудия «Просветитель».
Четыре года в семинарии изучается иностранный язык по выбору, мы понимаем, что миссионеру знание языков сегодня крайне необходимо. Также в сетку предметов добавлено изучение «Основ социальной концепции РПЦ» вместе с новым Уставом РПЦ и основ российского законодательства, которые дают знание правовой базы для ведения миссионерской деятельности в нашей стране. С 4-го класса изучается психология, состоящая из курсов: общей, возрастной, социальной психологии. Одной из задач семинарии является обучение воспитанников методике исследования, самостоятельной постановке теоретических проблем, их анализу, свободному изложению и обоснованию. Об уровне организации учебного процесса свидетельствуют защищенные студентами курсовые и дипломные работы. Для примера достаточно назвать некоторые из работ представленных в прошлом году, это: «Проект учебного пособия по предмету «Основы Православия» для 10-11 классов», «Опыт церковно-приходских школ конца XIX – начала XX века и возможность его применения в современных условиях», «Роль и значение религиозно-нравственного воспитания воинов в деле укрепления Российской армии», «Отношение Православной Церкви к планированию семьи».
Очень часто выпускники духовных школ, покинув стены семинарии, оказываются совершенно неспособными найти общий язык даже со своими прихожанами, не говоря уже о внешнем мире. Здесь срабатывает так называемый «парниковый эффект», когда, находясь под покровом семинарии, жизнь студента сводится лишь к теоретической подготовке. Хороший приходской священник-миссионер из такого студента вряд ли получится. Такому выпускнику можно напомнить слова великого русского миссионера преподобного Макария Глухарева: «Миссионер не должен иметь печальное лицо». Для миссионера, по выражению святителя Василия Великого, каноны не должны быть «палкой в руках слепого», а охранять его единение с Телом Христовым, тогда он в своем служении может быть евреем для евреев, эллином для эллинов.
Для того, чтобы студенты постоянно имели возможность общаться со внешним миром в Белгородской семинарии в учебный план включены следующие практики: педагогическая, катехизаторская, миссионерская и социальная. Все они проходят под руководством опытных педагогов и преподавателей и направлены к одной цели – Освоению миссионерства на практике.
Одна из миссионерских специальностей, которую осваивают семинаристы это преподавание предмета «Основы православной культуры» в нерелигиозных учебных заведениях. Именно с этой целью в учебный план семинарии включены предметы: «Православная педагогика», «Психология». Для воспитанников 5-го курса выделен один день в неделю для прохождения педагогической практики в учебных заведениях Белгородской области. Она проходит: в Белгородской Православной гимназии, где воспитанники преподают Закон Божий, на курсах псаломщиц, в Лицее милиции по курсу «Основы и ценности Православия», в детском приемнике-распределителе, где проводятся катехизаторские беседы, в Белгородском медицинском колледже, в институте культуры г. Белгорода, в воинской части, в других школах и гимназиях г. Белгорода. Также при самой семинарии действуют еженедельные катехизаторские курсы, отдельные занятия на которых проводят студенты. Воспитанники регулярно участвуют в катехизаторских поездках на приходы епархии, предприятия города и области, в детские дома, школы, сады. Семинарский хор постоянно принимает участие в концертах. Обязательной для всех семинаристов 3-4 курса является социальная практика. Воспитанники 4-го курса один раз в неделю, в специально выделенный для этого день, оказывают помощь медицинскому персоналу областной онкологической больницы. Основная работа воспитанников заключается в физической помощи тяжело больным, уборке помещений, косметическом ремонте, ими же проводятся катехизаторские беседы с обслуживающим персоналом и пациентами. Для лежачих и тяжело больных проводятся чтения в палатах Священного Писания, духовной литературы. В течение учебного года и особенно в каникулярное время студенты участвуют в миссионерских поездках, организуемых Миссионерским отделом Московской патриархии. В этих поездках приобретается неоценимый опыт для последующего миссионерского служения. Студенты-хористы поют на богослужениях и дают концерты, а все остальные участвуют в проведении миссионерских и катехизаторских встреч, бесед, лекций.
Активное участие студенты принимают в помощи издательскому отделу. Силами студентов создана молодежная студенческая редакция, выпускающая газету «Семинарский вестник». С ноября 1995 года на базе семинарии издается официальный печатный орган Миссионерского отдела Московского патриархата ежемесячный журнал «Миссионерское обозрение». В издании журнала, подготовке материалов к печати, наборе, верстке, макетировании принимают непосредственное участие семинаристы.
Такая структура нашей богословской школы обеспечивает «единство в многообразии» между «учебной и пастырской сторонами образования, между научной и прикладной работой, между учебным процессом в целом и отдельными дисциплинам», что обеспечивает сочетание теории с практикой служения в современном обществе.
В семинарии состоялось восемь 5-летних выпуска. Выпускники семинарии трудятся на различных послушаниях в Русской Православной Церкви, есть среди них и миссионеры. В Якутской епархии Миссионерский отдел также возглавляет выпускник семинарии. Два студента, обучающиеся на экстернате в семинарии, проходят миссионерское служение в Магаданской епархии, и мы надеемся, что это только начало. Мы будем считать свою задачу выполненной, если выпускник нашей семинарии будет совершать свое служение во славу Божию на том месте, куда будет поставлен, пусть и в неотдаленных районах нашей страны и всегда будет помнить миссионерскую присягу, которую русские миссионеры давали в XIX веке, там есть такие слова: «Обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом перед Святым Его Евангелием, что должно есмь и по должности хощу и всячески тщатися буду, в положенном на меня деле обращения иноверных в веру христианскую, наипаче умствовать и учить и во всем поступать, как Церковь наша Православная содержит учить… Выполнять дело Божие не вымышляя … не употребляя ни малейшего ни в чем насилия: но чистосердечно, бескорыстно, снисходительно, с истинною кротостию и христианской любовию».
Миссионером в наше время можно быть везде: в крупных городах и отдаленных хуторах, на стадионах и в семье, в тюрьмах и детских домах. В своем докладе о миссии РПЦ в современном мире Святейший Патриарх Алексий II отметил: «Миссия Русской Православной Церкви сегодня должна быть, как никогда многообразной и сопровождаться особым подходом к каждой категории людей, к которым мы обращаем сове слово… В этой работе мы будем руководствоваться заветом древней церкви, используя богатый опыт нашего миссионерского прошлого… Наша задача – созидать такой синтез в целостной христианской культуре, который был бы творческим отображением абсолютной истины Православия в постоянно меняющейся реальности».