В основе формирования почерка лежит письменно-двигательный навык. Под навыком психология понимает систему регуляторных процессов, сложившуюся в индивидуальном опыте человека и позволяющую устойчиво и стандартно выполнять определенные действия. Из этого определения видно, что навык формируется в результате определенных целенаправленных действий человека, которые носят целостный характер; Навык создает устойчивость и индивидуальность в выполнении человеком необходимых действий. Для уяснения, обладает ли этими свойствами почерк, необходимо обратиться к процессу формирования письменно-двигательного навыка в период обучения письму.
В основе формирования почерка лежит письменно-двигательный навык. Под навыком психология понимает систему регуляторных процессов, сложившуюся в индивидуальном опыте человека и позволяющую устойчиво и стандартно выполнять определенные действия. Из этого определения видно, что навык формируется в результате определенных целенаправленных действий человека, которые носят целостный характер; Навык создает устойчивость и индивидуальность в выполнении человеком необходимых действий. Для уяснения, обладает ли этими свойствами почерк, необходимо обратиться к процессу формирования письменно-двигательного навыка в период обучения письму.
Формирование письменно-двигательного навыка происходит одновременно с обучением письму. Это процесс начинается задолго до поступления ребенка в школу, еще в раннем и дошкольном возрасте. Многочисленными экспериментами, проведенными психологами, доказано, что в этот период (за пять-шесть лет до поступления в школу) ребенок при благоприятных обстоятельствах в состоянии овладеть некоторыми движениями, необходимыми ему в дальнейшем для усвоения навыков письма. Так, благодаря постоянным упражнениям с карандашом, он овладевает движениями, необходимыми для легкого прикосновения и скольжения карандаша по бумаге, начинает различать письменные элементы по конфигурации, их соотношению и взаиморасположению.
В дошкольном возрасте у ребенка формируется понятие о письме как средстве общения между людьми и как способе фиксации своих мыслей. Его знакомят с элементарными понятиями фонетики, он может научиться выделять некоторые звуки в словах и даже трансформировать их в виде печатных или иных знаков. С психологической точки зрения здесь ребенок уже начинает ставить перед собой элементарные графические задачи и сознательно их контролировать. Другими словами, в период дошкольного возраста ребенок контролирует не только некоторые свои движения, но и внимание. Формирование сознательных целенаправленных движений у него во многом зависит от условий выполнения графических упражнений, отношения родителей и воспитателей дошкольных учреждений к этим занятиям детей.
Если в дошкольном возрасте упражнения по овладению графикой письма носят главным образом характер детской игры, то в период обучения письму в школе эти упражнения подчинены определенным целям. Конечная цель всех упражнений — овладение письменно-двигательным навыком. Учитель в процессе обучения ставит перед учеником определенные задачи, относящиеся к технике, графике и содержанию письма. В зависимости от целей и задач упражнений у школьника в процессе обучения вырабатываются три навыка: технический, графический и орфографический.
Под этими навыками понимается умение учащегося, во-первых, обращаться с письменными принадлежностями (правильно держать ручку по отношению к бумаге), сохранять правильную позу ученика (положение кисти, корпуса, рук по отношению к поверхности стола) и др.; во-вторых, изображать письменные знаки на бумаге четко, быстро и красиво, связывать буквы в слова; в-третьих, правильно определять звуки, входящие в состав слов и правильно употреблять буквы при образовании слов.
Овладение письменно-двигательным навыком в школе — трудоемкий и длительный процесс. В отличие от дошкольного обучения графике письма упражнения школьника носят сознательный, целенаправленный характер. Каждая серия упражнений направлена на решение определенной задачи. Ученик анализирует свое собственное письмо, сопоставляет полученный результат с образцами (содержащимися в букваре или изображенными учителем на доске), анализирует отмеченные учителем ошибки в выполнении письменных (графических) элементов, выясняет условия, от которых зависит достижение цели конкретной серии упражнений.
Формирование письменно-двигательного навыка происходит одновременно с обучением письму. Это процесс начинается задолго до поступления ребенка в школу, еще в раннем и дошкольном возрасте. Многочисленными экспериментами, проведенными психологами, доказано, что в этот период (за пять-шесть лет до поступления в школу) ребенок при благоприятных обстоятельствах в состоянии овладеть некоторыми движениями, необходимыми ему в дальнейшем для усвоения навыков письма. Так, благодаря постоянным упражнениям с карандашом, он овладевает движениями, необходимыми для легкого прикосновения и скольжения карандаша по бумаге, начинает различать письменные элементы по конфигурации, их соотношению и взаиморасположению.
В дошкольном возрасте у ребенка формируется понятие о письме как средстве общения между людьми и как способе фиксации своих мыслей. Его знакомят с элементарными понятиями фонетики, он может научиться выделять некоторые звуки в словах и даже трансформировать их в виде печатных или иных знаков. С психологической точки зрения здесь ребенок уже начинает ставить перед собой элементарные графические задачи и сознательно их контролировать. Другими словами, в период дошкольного возраста ребенок контролирует не только некоторые свои движения, но и внимание. Формирование сознательных целенаправленных движений у него во многом зависит от условий выполнения графических упражнений, отношения родителей и воспитателей дошкольных учреждений к этим занятиям детей.
Если в дошкольном возрасте упражнения по овладению графикой письма носят главным образом характер детской игры, то в период обучения письму в школе эти упражнения подчинены определенным целям. Конечная цель всех упражнений — овладение письменно-двигательным навыком. Учитель в процессе обучения ставит перед учеником определенные задачи, относящиеся к технике, графике и содержанию письма. В зависимости от целей и задач упражнений у школьника в процессе обучения вырабатываются три навыка: технический, графический и орфографический.
Под этими навыками понимается умение учащегося, во-первых, обращаться с письменными принадлежностями (правильно держать ручку по отношению к бумаге), сохранять правильную позу ученика (положение кисти, корпуса, рук по отношению к поверхности стола) и др.; во-вторых, изображать письменные знаки на бумаге четко, быстро и красиво, связывать буквы в слова; в-третьих, правильно определять звуки, входящие в состав слов и правильно употреблять буквы при образовании слов.
Овладение письменно-двигательным навыком в школе — трудоемкий и длительный процесс. В отличие от дошкольного обучения графике письма упражнения школьника носят сознательный, целенаправленный характер. Каждая серия упражнений направлена на решение определенной задачи. Ученик анализирует свое собственное письмо, сопоставляет полученный результат с образцами (содержащимися в букваре или изображенными учителем на доске), анализирует отмеченные учителем ошибки в выполнении письменных (графических) элементов, выясняет условия, от которых зависит достижение цели конкретной серии упражнений.