Индивидуальность почерка

В основе формирования почерка лежит письменно-двигатель­ный навык. Под навыком психология понимает систему регуляторных процессов, сложившуюся в индивидуальном опыте человека и позволяющую устойчиво и стандартно выполнять определенные действия. Из этого определения видно, что навык формируется в результате определенных целенаправленных действий человека, которые носят целостный характер; Навык создает устойчивость и индивидуальность в выполнении человеком необходимых действий. Для уяснения, обладает ли этими свойствами почерк, необходимо обратиться к процессу формирования письменно-двигательного навыка в период обучения письму.

В основе формирования почерка лежит письменно-двигатель­ный навык. Под навыком психология понимает систему регуляторных процессов, сложившуюся в индивидуальном опыте человека и позволяющую устойчиво и стандартно выполнять определенные действия. Из этого определения видно, что навык формируется в результате определенных целенаправленных действий человека, которые носят целостный характер; Навык создает устойчивость и индивидуальность в выполнении человеком необходимых действий. Для уяснения, обладает ли этими свойствами почерк, необходимо обратиться к процессу формирования письменно-двигательного навыка в период обучения письму.
Формирование письменно-двигательного навыка происходит одновременно с обучением письму. Это процесс начинается за­долго до поступления ребенка в школу, еще в раннем и дошколь­ном возрасте. Многочисленными экспериментами, проведенными психологами, доказано, что в этот период (за пять-шесть лет до поступления в школу) ребенок при благоприятных обстоятельст­вах в состоянии овладеть некоторыми движениями, необходимыми ему в дальнейшем для усвоения навыков письма. Так, благодаря постоянным упражнениям с карандашом, он овладевает движени­ями, необходимыми для легкого прикосновения и скольжения ка­рандаша по бумаге, начинает различать письменные элементы по конфигурации, их соотношению и взаиморасположению.
В дошкольном возрасте у ребенка формируется понятие о письме как средстве общения между людьми и как способе фиксации своих мыслей. Его знакомят с элементарными понятиями фонетики, он может научиться выделять некоторые звуки в словах и даже трансформировать их в виде печатных или иных знаков. С психологической точки зрения здесь ребенок уже начинает ста­вить перед собой элементарные графические задачи и сознательно их контролировать. Другими словами, в период дошкольного воз­раста ребенок контролирует не только некоторые свои движения, но и внимание. Формирование сознательных целенаправленных движений у него во многом зависит от условий выполнения графи­ческих упражнений, отношения родителей и воспитателей до­школьных учреждений к этим занятиям детей.
Если в дошкольном возрасте упражнения по овладению графи­кой письма носят главным образом характер детской игры, то в период обучения письму в школе эти упражнения подчинены оп­ределенным целям. Конечная цель всех упражнений — овладение письменно-двигательным навыком. Учитель в процессе обучения ставит перед учеником определенные задачи, относящиеся к тех­нике, графике и содержанию письма. В зависимости от целей и задач упражнений у школьника в процессе обучения вырабатыва­ются три навыка: технический, графический и орфографический.
Под этими навыками понимается умение учащегося, во-первых, обращаться с письменными принадлежностями (правильно дер­жать ручку по отношению к бумаге), сохранять правильную позу ученика (положение кисти, корпуса, рук по отношению к поверх­ности стола) и др.; во-вторых, изображать письменные знаки на бумаге четко, быстро и красиво, связывать буквы в слова; в-треть­их, правильно определять звуки, входящие в состав слов и пра­вильно употреблять буквы при образовании слов.
Овладение письменно-двигательным навыком в школе — тру­доемкий и длительный процесс. В отличие от дошкольного обуче­ния графике письма упражнения школьника носят сознательный, целенаправленный характер. Каждая серия упражнений направ­лена на решение определенной задачи. Ученик анализирует свое собственное письмо, сопоставляет полученный результат с образ­цами (содержащимися в букваре или изображенными учителем на доске), анализирует отмеченные учителем ошибки в выполнении письменных (графических) элементов, выясняет условия, от ко­торых зависит достижение цели конкретной серии упражнений.