В криминалистической литературе по судебному почерковедению к причинам, изменяющим почерк, относят:
— неправильную позу, непривычное держание пера, необычный материал или иные непривычные условия письма;
— различные травмы рук, глаз;
— нарушение нервного и физического состояния пишущего: испуг, усталость и др.;
— различные нервные заболевания;
— выполнение рукописи левой рукой при обычном письме правой рукой;
— выполнение рукописи особым образом: в непривычном темпе—старательно или поспешно, с подражанием почерку другого лица, с подражанием печатному шрифту или специальным шрифтам.
В криминалистической литературе по судебному почерковедению к причинам, изменяющим почерк, относят:
— неправильную позу, непривычное держание пера, необычный материал или иные непривычные условия письма;
— различные травмы рук, глаз;
— нарушение нервного и физического состояния пишущего: испуг, усталость и др.;
— различные нервные заболевания;
— выполнение рукописи левой рукой при обычном письме правой рукой;
— выполнение рукописи особым образом: в непривычном темпе—старательно или поспешно, с подражанием почерку другого лица, с подражанием печатному шрифту или специальным шрифтам.
Устойчивость письменно-двигательного навыка, сохраняемость его особенностей при письме даже в необычных условиях зависит от следующих причин:
— степени сформированности письменно-двигательного навыка;
— особенностей нервного аппарата управления движениями человека.
Естественно, стереотипность движений у лица, не обладающего сформированным письменно-двигательным навыком, низкая. Сохраняемость особенностей движений при выполнении одноименных письменных знаков крайне малая. Поэтому на практике эксперты-почерковеды при решении вопроса об исполнителе документа испытывают определенные трудности, если имеют дело с маловыработанным почерком; неустойчивость движений часто является причиной отказа эксперта от решения вопроса о тождестве.
Таким образом, сохраняемость особенностей движений пишущего при письме в различных условиях, устойчивость (стереотипность) их воспроизведения — свойства почерка, необходимые для идентификации личности.
Особенностью проявления динамического стереотипа письменно-двигательного навыка является его вариационность. Вариационность—одно из свойств сформировавшегося письменно-двигательного навыка. Эта особенность почерка есть результат приспособляемости письменно-двигательного навыка к отмеченным выше обстоятельствам объективного и субъективного характера. В. Ф. Орлова, с учетом факторов объективного и субъективного характера, влияющих на формирование письменно-двигательного навыка, отмечает двоякую природу вариационности почерка. С одной стороны, вариационность почерка, по ее мнению, есть результат приспособления движений в процессе автоматизированного письма; с другой—это результат сознательной перестройки механизма движений в связи с определенными целями пишущего. У человека могут варьировать как одни и те же признаки почерка, так и почерк в целом. В первом случае говорят о вариационности признаков почерка; во втором — о вариационности почерка.
В связи с тем, что у пишущего может быть несколько вариантов почерка, в криминалистической литературе вариант, сформировавшийся в процессе обучения письму в школе и дальнейшей жизни, принято называть основным. Этот вариант чаще всего встречается при написании различных документов, записей и др. Остальные варианты почерка, появившиеся у человека позднее в результате различных обстоятельств объективного и субъективного характера, принято называть дополнительными. Ими, например, могут быть скорописная маскировка, выполнение рукописи с подражанием печатному шрифту, выполнение левой рукой и т. д..
Вариационность почерка как одна из форм приспособляемости письменно-двигательного навыка к различным условиям (объективного и субъективного характера) не является препятствием для идентификации личности. В то же время вариационность всегда должна учитываться как при исследованиях идентификационного, так и неидентификационного характера. Например, прежде чем решать вопрос об исполнителе документа, эксперту необходимо установить, не было ли здесь установки на умышленное изменение почерка и т. д.
Подводя итог сказанному, можно сделать следующие выводы о психофизиологической природе письменно-двигательного навыка.
По физиологическому механизму в основе формирования письменно-двигательного навыка (почерка) лежат: образование динамического двигательного стереотипа при взаимодействии первой и второй сигнальных систем; автоматизация движений.
Осознавание формирования почерка обусловлено рядом особенностей. Так, сознание человека направлено на условия и качество исполнения; сознательный контроль и регуляция действий осуществляется на основе мышечного чувства, представлений и понятий (знаний); играют роль специализация восприятии и тонкость чувственного различения движений, а также избирательная направленность сознания в процессе выполнения письменных знаков.
По характеру исполнения эта деятельность человека характеризуется: целостностью и рациональностью движений, легкостью, экономичностью (по усилиям и времени), точностью.