Основная задача экспертизы письма

Основная задача экспертизы письма — установление исполни­теля (в автороведческих экспертизах — автора) рукописного тек­ста, подписей. Эта задача решается в процессе криминалистиче­ского идентификационного исследования. Настоящий период развития судебного почерковедения характеризуется активным привлечением данных различных, преимущественно естественных, наук для раскрытия закономерностей формирования письменно-двигательного навыка, письменной речи. Так, ВНИИ МВД СССР, институты и лаборатории судебных экспертиз Министерства юсти­ции СССР занимаются исследованием анатомических и физиоло­гических основ письма: изучаются анатомические характеристики письменно-двигательного навыка при образовании элементов по­черка; физиологические процессы, лежащие в основе управления движениями, воспроизводящими элементы письменных знаков и их сочетаний. Исследуется координация движений при дифферен­циации рукописей по темпу письма. Проводится эксперименталь­ная работа по выявлению факторов, влияющих на формирование письменной речи: изучаются внутренние и внешние факторы, ха­рактеризующие психофизиологические особенности личности пи­савшего с целью установления автора документа. Используются данные физиологии и психологии: для обоснования устойчивости элементов почерка; для выявления корреляции характеристик личности и графических признаков.

Основная задача экспертизы письма — установление исполни­теля (в автороведческих экспертизах — автора) рукописного тек­ста, подписей. Эта задача решается в процессе криминалистиче­ского идентификационного исследования. Настоящий период развития судебного почерковедения характеризуется активным привлечением данных различных, преимущественно естественных, наук для раскрытия закономерностей формирования письменно-двигательного навыка, письменной речи. Так, ВНИИ МВД СССР, институты и лаборатории судебных экспертиз Министерства юсти­ции СССР занимаются исследованием анатомических и физиоло­гических основ письма: изучаются анатомические характеристики письменно-двигательного навыка при образовании элементов по­черка; физиологические процессы, лежащие в основе управления движениями, воспроизводящими элементы письменных знаков и их сочетаний. Исследуется координация движений при дифферен­циации рукописей по темпу письма. Проводится эксперименталь­ная работа по выявлению факторов, влияющих на формирование письменной речи: изучаются внутренние и внешние факторы, ха­рактеризующие психофизиологические особенности личности пи­савшего с целью установления автора документа. Используются данные физиологии и психологии: для обоснования устойчивости элементов почерка; для выявления корреляции характеристик личности и графических признаков. В экспериментальных иссле­дованиях применяются средства электромиографии для определе­ния темпа письма; для изучения процесса формирования элемен­тов почерка применяются средства электрофизиологического исследования двигательного аппарата. Данные языкознания в кри­миналистической экспертизе письма используются для установле­ния автора, определения географического района распространения диалектологических признаков (в целях розыска автора докумен­та) и т. д. Разрабатываются и применяются в экспертной практи­ке различные методы математического анализа письменных знаков.
Основоположник судебного почерковедения Е. Ф. Буринский писал, что почерковедческая экспертиза только тогда перестанет быть субъективной, когда в процессе исследования будут произ­водиться различные измерения с помощью специально для этих целей разработанных и изготовленных инструментов. Этот тезис Е. Ф. Буринского открывал перед почерковедами новые пути к исследованию почерка. В то же время каких-либо научных реко­мендаций, позволяющих объективизировать метод измерения по­черка, он не дал. Практические предложения Е. Ф. Буринского сводились к указаниям об измерении некоторых величин: угла направление строки, размаха почерка или амплитуды, разгона, напряжения почерка.
В определенной степени графометрический метод Э. Локара в настоящее время — эпоху научно-технического прогресса — «на­толкнул» исследователей на применение в судебном почерковеде­нии математических методов исследования, к которым в первую очередь относится использование в экспертизе письма аппарата проективной геометрии. Полученные в результате раздельного исследования графические характеристики почерка, которым ис­полнен исследуемый документ, и образцы почерка лица, подозре­ваемого в его исполнении, сопоставляются таким образом, чтобы их координатные оси совпадали. Затем через одноименные точки графических характеристик исследуемых признаков проводятся лучи. Если они пересекаются в одной точке, то оба пучка лучей проективны, следовательно, записи исполнены лицом, образцы по­черка которого представлены для сравнения. Если прямые, про­веденные через одноименные точки, не пересекаются в одной точ­ке, то здесь отсутствует проективное соответствие. Такое несоот­ветствие свидетельствует о выполнении сравниваемых почерков разными лицами. К сожалению, этот метод имеет существенные недостатки, заключающиеся в том, что при разметке признаков не исключается возможность довольно значительной инструменталь­ной ошибки. Небрежное исполнение чертежа влияет на объектив­ность результатов исследования. Во избежание указанных ошибок в настоящее время ведется экспериментальная работа по внедрению оптико-механических приспособлений для безошибочной раз­метки исследуемых признаков.
Одним из методов графического анализа является графическое усреднение письменных знаков. Этот метод используется экспертами-почерковедами для получения сведений о пространственном размещении движений руки исполнителя при образовании букв и их элементов. Названный способ, по мнению его авторов, дает возможность получить результаты высокой точности без примене­ния специальной сложной техники. Графическое усреднение со­стоит из трех стадий: нормировка букв по размеру, совмещение нормированных по размеру букв и получение усредненного пись­менного знака. Такое исследование предполагает обязательный анализ нескольких письменных знаков, так как нередки случаи, когда одноименные усредненные буквы в рукописях одного и того же лица (например, при умышленном изменении почерка) не совпадают. Наибольший эффект метод усреднения может дать при исследовании сходных почерков. Однако следует учитывать, что этот способ не имеет самостоятельного значения и его результаты оцениваются в совокупности с другими полученными данными.
Другим методом графического анализа является графический дисперсионный анализ письменных знаков. Так же как и метод графического усреднения, он позволяет экспертам-почерковедам получить данные о пространственном размещении движений руки исполнителя подписи. Сущность этого способа заключается в со­поставлении буквы спорной подписи с совмещенными друг с дру­гом нормированными одноименными буквами, взятыми в образцах предполагаемого исполнителя. Названный метод является допол­нительным способом исследования почерка (подписи), и результа­ты его применения оцениваются в совокупности с данными, полу­ченными иным путем.