Наклон почерка. Размер почерка. Разгон почерка

Наклон почерка определяется положением вертикальной оси большинства письменных знаков относительно линии строки пись­ма- В зависимости от этого различаются почерки: с правым на­клоном, где элементы письменных знаков расположены относитель­но линии строки под углом 65° и более; с косым правым накло­ном—под углом не менее 50°; без наклона—вертикально; с левым и со смешанным (неравномерным) наклоном (рис. 27, а, б, в, г).
В экспертной практике чаще всего встречаются рукописи с пра­вым наклоном почерка; реже—с левым и без наклона. Специаль­ными исследованиями установлена зависимость между строением почерка и наклоном. Как правило, для упрощенного по строению почерка характерен неравномерный наклон. Беспорядочный на­клон присущ лицам, обладающим маловыработанным почерком. Наклон — один из самых неустойчивых общих признаков почерка. Экспертной практикой установлено, что в случаях умышленного изменения почерка, пишущий в первую очередь старается изменить наклон. Наклон почерка меняется в необычных для пишущего условиях выполнения письма, например, на вертикальной пло­скости, стоя и т. д.

Наклон почерка определяется положением вертикальной оси большинства письменных знаков относительно линии строки пись­ма- В зависимости от этого различаются почерки: с правым на­клоном, где элементы письменных знаков расположены относитель­но линии строки под углом 65° и более; с косым правым накло­ном—под углом не менее 50°; без наклона—вертикально; с левым и со смешанным (неравномерным) наклоном (рис. 27, а, б, в, г).
В экспертной практике чаще всего встречаются рукописи с пра­вым наклоном почерка; реже—с левым и без наклона. Специаль­ными исследованиями установлена зависимость между строением почерка и наклоном. Как правило, для упрощенного по строению почерка характерен неравномерный наклон. Беспорядочный на­клон присущ лицам, обладающим маловыработанным почерком. Наклон — один из самых неустойчивых общих признаков почерка. Экспертной практикой установлено, что в случаях умышленного изменения почерка, пишущий в первую очередь старается изменить наклон. Наклон почерка меняется в необычных для пишущего условиях выполнения письма, например, на вертикальной пло­скости, стоя и т. д.
Наклон почерка

Наклон почерка

Наклон почерка

Наклон почерка
 
Рис. 27. Наклон почерка:
а — правый, б — левый, в — без наклона, г — смешанный
Размер почерка (преобладающая протяженность движений по вертикали) может быть: малым, где высота строчных букв не превышает 2 мм; средним — при высоте букв от 2 до 5 мм; большим, если высота букв более 5 мм (рис. 28, а, б, в).
Чаще всего эксперты имеют дело со средними почерками; ре­же—с малыми и весьма редко с большими, где высота букв свы­ше 5 мм. В обычных условиях выполнения рукописи размер по­черка — признак относительно устойчивый. В иных условиях, на­пример, с увеличением темпа письма, размер почерка может уве­личиться. Изменение высоты букв—один из способов маскировки почерка.
Размер почерка

Размер почерка

Размер почерка
 
Рис. 28. Размер почерка:
а — малый, б — средний, в — большой
 
Разгон почерка определяется отношением протяженности движений по горизонтали к протяженности движений по вертика­ли, т. е. представляет собой отношение ширины письменных знаков к их высоте и расстоянию между ними. В зависимости от соотно­шения этих величин почерк по разгону делится на три группы.
Средним, в данном измерении, почерк считается, когда расстояние между элементами письменных знаков и буквами колеблется в пределах от Уз высоты буквы до целой. Размашистым (большим) по разгону считается почерк, в котором расстояние между элемен­тами письменных знаков и буквами больше или равно их высоте. Сжатый (малый) имеет интервал между элементами письменных знаков и буквами 1/2 высоты буквы или менее (рис. 29, а, б, в).
 
Разгон почерка

Разгон почерка

Разгон почерка
 
Рис. 29. Разгон почерка:
а—средний, б—большой (размашистый), в—малый (сжатый)

Наиболее часто встречаются рукописи со средним разгоном по­черка; реже—размашистые почерки и совсем редко—сжатые. Разгон почерка может изменяться как при выполнении рукописи в необычных условиях (например, увеличение темпа письма, как пра­вило, приводит к увеличению разгона), так и при скорописной ма­скировке почерка.