Следующим этапом детальной стадии является сравнительное исследование письма (почерка), которым исполнена спорная рукопись, с образцами письма (почерка) проверяемого лица по признакам, которые были зафиксированы в процессе раздельного изучения. При проведении экспертизы письма применяется один из приемов сравнения—сопоставление. Такие приемы сравнения, как совмещение и наложение, в силу специфики этого вида криминалистического исследования для идентификации личности, как правило, не применяются.
Принята определенная последовательность в сопоставлении признаков письма. Сначала сравниваются признаки письменной речи, затем общие и частные признаки почерка. Сравнительное исследование проводится путем сопоставления признаков, зафиксированных в разработках (алфавитной или текстовой), с обязательной проверкой совпадающих и различающихся признаков по самим оригиналам
Принята определенная последовательность в сопоставлении признаков письма. Сначала сравниваются признаки письменной речи, затем общие и частные признаки почерка. Сравнительное исследование проводится путем сопоставления признаков, зафиксированных в разработках (алфавитной или текстовой), с обязательной проверкой совпадающих и различающихся признаков по самим оригиналам
Следующим этапом детальной стадии является сравнительное исследование письма (почерка), которым исполнена спорная рукопись, с образцами письма (почерка) проверяемого лица по признакам, которые были зафиксированы в процессе раздельного изучения. При проведении экспертизы письма применяется один из приемов сравнения—сопоставление. Такие приемы сравнения, как совмещение и наложение, в силу специфики этого вида криминалистического исследования для идентификации личности, как правило, не применяются.
Принята определенная последовательность в сопоставлении признаков письма. Сначала сравниваются признаки письменной речи, затем общие и частные признаки почерка. Сравнительное исследование проводится путем сопоставления признаков, зафиксированных в разработках (алфавитной или текстовой), с обязательной проверкой совпадающих и различающихся признаков по самим оригиналам
Если различие между сравниваемыми почерками незначительное или между ними наблюдается внешнее сходство по некоторым наиболее общим признакам, то для решения вопроса о наличии или отсутствии тождества прибегают к так называемому возвратному сравнению. При таком сравнении для более глубокого и детального изучения признаков письма в сопоставляемых рукописях эксперт должен неоднократно возвращаться к их исследованию. Неоднократное изучение признаков письма в спорной рукописи после восприятия признаков письма в образцах проверяемого лица и наоборот образует весьма распространенный вид сравнения, основные цели которого сводятся к установлению взаимосвязи и взаимозависимости сопоставляемых объектов.
При возвратном сравнении эксперт, неоднократно возвращаясь к исследованию сопоставляемых почерков, все глубже и глубже познает их связи и взаимозависимость, обнаруживает и воспринимает существенные признаки, необходимые для решения поставленного перед ним вопроса. При таком сопоставлении сравниваемые почерки не рассматриваются экспертом как нечто целое. Они расчленяются, затем их части тщательно изучаются.
В процессе сравнительного исследования почерка, которым исполнена спорная рукопись, с почерком лица, подозреваемого в ее написании, эксперт должен уметь:
— находить связи (совпадающие признаки) между весьма разными, на первый взгляд, почерками;
— устанавливать различия между сравнительно близкими почерками, обнаруживать отличное в сходном;
— сравнивать объекты не только в состоянии покоя, но и в движении, с точки зрения их развития. Например, учитывать вариационность почерка, изменения, происходящие с признаками письма в результате воздействия на пишущего обстоятельств субъективного и объективного характера.)
Сравнительное исследование должно быть полным и объективным. Эксперт в процессе детального исследования объектов идентификации должен выявить всю совокупность совпадающих и различающихся признаков письма, а не акцентировать внимание, только на совпадениях или различиях.
Сравнение признаков письменной речи начинается с сопоставления общих признаков — грамматических, лексических и стилистических. Благодаря сравнительному исследованию этих групп общих признаков эксперт имеет возможность установить совпадение или различие в навыке владения письменной речью автором спорной рукописи и предполагаемым исполнителем (автором). Установление более высокого уровня владения письменной речью автором спорной рукописи по сравнению с предполагаемым исполнителем и наоборот, (за исключением случаев умышленного снижения уровня владения письменной речью автором спорной рукописи путем снижения грамотности, упрощения стиля изложения и т. д.) дает возможность эксперту исключить проверяемое лицо из числа предполагаемых авторов исследуемого текста. Совпадение этого общего признака письменной речи позволяет исследователю сделать вывод, что уровень владения письменной речью автора спорной рукописи и проверяемого лица одинаков (установление групповой принадлежности). В рассматриваемом примере сравнительное исследование общих признаков —грамматических, лексических и стилистических — позволяет эксперту выявить совпадение уровня владения письменной речью автора спорной рукописи и проверяемого лица. В обеих рукописях он высокий.
Если общие признаки имеют групповое значение, то, благодаря сравнению частных признаков письменной речи, исследователь в зависимости от значимости выявленных совпадающих или различающихся признаков (совокупности признаков) с большей или меньшей степенью вероятности (в некоторых случаях и категорически) может решить вопрос о конкретном авторе спорной рукописи.
Важное значение для установления автора спорной рукописи имеют выявленные на этапе сравнительного исследования совпадения или различия частных признаков письменной речи в виде однотипных грамматических и лексических ошибок, встречающихся на протяжении всей рукописи. Особую роль в установлении автора документа играют такие частные признаки, как: «авторская лексика», т. е. устойчивое употребление определенных фразеологизмов, профессионализмов, арготизмов, архаизмов, неологизмов и т. д.; способы усиления определенных мыслей автора; способы выполнения вставок, исправлений, символов, сокращений и др.
В исследуемых рукописях путем сравнения частных признаков письменной речи установлено совпадение, например, в употреблении одинаковых профессионализмов, свойственных архитекторам, строителям; в способе акцентирования (основные мысли подчеркиваются); в выполнении сокращений (МНИИТЭП), вставок, исправлений и т. д.
В случае решения вопроса об исполнителе спорной рукописи признаки письменной речи, как общие, так и частные, не имеют самостоятельного значения. В совокупности с общими и частными признаками почерка они дают возможность эксперту прийти к достоверному категорическому или вероятному выводу о наличии или отсутствии тождества.
Сравнительное исследование общих признаков почерка начинается с сопоставления особенностей, отражающих пространственную ориентацию (размещение) движений. Отмечалось, что эта группа признаков проявляется в больших по объему рукописях, выполненных на нестандартном типографском бланке. Навык человека в размещении определенных частей и фрагментов текста устойчиво сохраняется на протяжении многих лет, и поэтому эта группа общих признаков почерка имеет определенное идентификационное значение при установлении исполнителя рукописи. Сопоставление общих признаков почерка, отражающих пространственную ориентацию (размещение) движений, проводится в той последовательности, в которой они изложены в главе II настоящего учебника.
В рассматриваемом примере при сопоставлении этой группы общих признаков почерка были установлены совпадения: размещения заголовка, даты, полей, формы, конфигурации и размера полей; размера красной строки; интервала между строками и словами, положения строки относительно горизонтального среза листа бумаги, формы линии письма в строке; размещения знаков препинания относительно предшествующего слова, линии письма; размещения знака переноса слов относительно линии строки.
Сравнение общих признаков, отражающих степень и характер сформированности письменно-двигательного навыка, начинается с сопоставления степени выработанности почерка в спорной рукописи и почерка проверяемого лица. Явные различия в степени сформированности письменно-двигательных навыков позволяют еще на подготовительной стадии исследования — во время осмотра материалов, поступивших на исследование, решить вопрос об отсутствии тождества. О степени сформированности письменно-двигательного навыка эксперт судит по таким признакам, как темп и координация движений. Поэтому в процессе сравнения сопоставлению подлежат в первую очередь эти признаки.
При детальном исследовании другого общего признака почерка, отражающего характер сформированности письменно-двигательного навыка — сложности движений, эксперту необходимо учитывать, что этот признак больше всего изменяется под действием различных обстоятельств субъективного и объективного характера. Эксперт всегда должен помнить, что степень сложности движений (строение почерка) может трансформироваться даже при исполнении рукописи в обычных условиях. Поэтому установление в сравниваемых рукописях на подготовительной стадии идентификации различия в строении не дает оснований эксперту решать вопрос об отсутствии тождества. Как уже отмечалось, степень сложности движений эксперт определяет на основе изучения общих признаков, отражающих структуру движений по их траектории. Эта группа общих признаков почерка исследователем сопоставляется в той последовательности, как она дается в главе II настоящего учебника.
Таким образом, в рассматриваемом примере сравнительным исследованием объектов идентификации были установлены совпадения: по степени выработанности почерка (темпу и координации движений), сложности движений, форме и направлению движений, наклону, размеру, разгону, связности.
Сопоставление общих признаков почерка при исследовании большого по объему рукописного текста, выполненного в обычных для пишущего условиях (в рукописи нет признаков, свидетельствующих об умышленной маскировке письма), для эксперта не вызывает особых затруднений.
Общие признаки почерка, как правило, имеют групповое значение. При проведении почерковедческих экспертиз исследователь, благодаря сравнению этих групп признаков, может только дифференцировать рукописи на определенные, уже известные группы, виды, разновидности (по степени выработанности, строению, размеру и др.).
Наиболее сложная и ответственная работа эксперта — это сравнение частных признаков почерка, выявленных на этапе раздельного анализа объектов идентификации. В конечном итоге эксперт, только благодаря совокупности частных признаков (с учетом признаков письменной речи и общих признаков почерка), выявленных в сравниваемых рукописях на стадии детального исследования, решает вопрос о конкретном исполнителе. Сопоставление частных признаков проводится экспертом по особенностям, выявленным на этапе раздельного исследования и зафиксированным в разработках. В этом случае обязательна их проверка по оригиналам, так как в разработках не исключены пропуски некоторых особенностей и неточности в фиксации. Подлежит сравнению и частота встречаемости отдельных вариантов письменных знаков.
Сопоставление признаков почерка рекомендуется начинать с наиболее «общего» из всех частных признаков — со сложности движений. Сложность движений при выполнении букв — признак собирательный: его показателями являются все остальные группы частных признаков. Если в результате сравнения одноименных письменных знаков эксперт установит различия в сложности движений, то тем самым отпадает необходимость дальнейшего сопоставления в этих буквах других групп частных признаков почерка. Другими словами, сопоставлению подлежат только сравниваемые признаки письма (в том числе и частные признаки почерка).
В рассматриваемых рукописных текстах несопоставимыми являются двухэлементный (упрощенный) и трехэлементный (согласно прописям) варианты буквы «т».
Затем в однотипных (сопоставимых) по строению письменных знаках сравнение производят по всем содержащимся в них частным признакам. Рекомендуется в одной и той же букве отмечать не более трех частных признаков почерка. Например, в сравниваемых почерках в букве «ы» можно отметить: а) форма движения при соединении элементов — угловатая; б) размещение движения по вертикали при выполнении элементов —1-й выше 2-го и т. д. Аналогичным образом сопоставляются все зафиксированные при раздельном исследовании частные признаки в спорной рукописи и образце почерка проверяемого лица.
В разработке совпадающие признаки отмечаются знаком «+»;
Различающиеся — знаком «—» (рис. 63).
На стадии детального исследования предварительная оценка признаков, выявленных в процессе раздельного и сравнительного исследования почерка, заключается прежде всего в установлении устойчивости признаков (письма). Выясняется также, не носят ли они случайного характера, вызванного различными факторами субъективного и объективного свойства. При оценке степени устойчивости выявленных признаков учитывается частота их встречаемости. На этой стадии исследователь дает предварительную оценку совокупности всех выявленных признаков и решает вопрос о ее достаточности для вывода о наличии или отсутствии тождества.
Затем эксперт переходит к заключительному этапу работы — к оценке признаков и формированию вывода.
Принята определенная последовательность в сопоставлении признаков письма. Сначала сравниваются признаки письменной речи, затем общие и частные признаки почерка. Сравнительное исследование проводится путем сопоставления признаков, зафиксированных в разработках (алфавитной или текстовой), с обязательной проверкой совпадающих и различающихся признаков по самим оригиналам
Если различие между сравниваемыми почерками незначительное или между ними наблюдается внешнее сходство по некоторым наиболее общим признакам, то для решения вопроса о наличии или отсутствии тождества прибегают к так называемому возвратному сравнению. При таком сравнении для более глубокого и детального изучения признаков письма в сопоставляемых рукописях эксперт должен неоднократно возвращаться к их исследованию. Неоднократное изучение признаков письма в спорной рукописи после восприятия признаков письма в образцах проверяемого лица и наоборот образует весьма распространенный вид сравнения, основные цели которого сводятся к установлению взаимосвязи и взаимозависимости сопоставляемых объектов.
При возвратном сравнении эксперт, неоднократно возвращаясь к исследованию сопоставляемых почерков, все глубже и глубже познает их связи и взаимозависимость, обнаруживает и воспринимает существенные признаки, необходимые для решения поставленного перед ним вопроса. При таком сопоставлении сравниваемые почерки не рассматриваются экспертом как нечто целое. Они расчленяются, затем их части тщательно изучаются.
В процессе сравнительного исследования почерка, которым исполнена спорная рукопись, с почерком лица, подозреваемого в ее написании, эксперт должен уметь:
— находить связи (совпадающие признаки) между весьма разными, на первый взгляд, почерками;
— устанавливать различия между сравнительно близкими почерками, обнаруживать отличное в сходном;
— сравнивать объекты не только в состоянии покоя, но и в движении, с точки зрения их развития. Например, учитывать вариационность почерка, изменения, происходящие с признаками письма в результате воздействия на пишущего обстоятельств субъективного и объективного характера.)
Сравнительное исследование должно быть полным и объективным. Эксперт в процессе детального исследования объектов идентификации должен выявить всю совокупность совпадающих и различающихся признаков письма, а не акцентировать внимание, только на совпадениях или различиях.
Сравнение признаков письменной речи начинается с сопоставления общих признаков — грамматических, лексических и стилистических. Благодаря сравнительному исследованию этих групп общих признаков эксперт имеет возможность установить совпадение или различие в навыке владения письменной речью автором спорной рукописи и предполагаемым исполнителем (автором). Установление более высокого уровня владения письменной речью автором спорной рукописи по сравнению с предполагаемым исполнителем и наоборот, (за исключением случаев умышленного снижения уровня владения письменной речью автором спорной рукописи путем снижения грамотности, упрощения стиля изложения и т. д.) дает возможность эксперту исключить проверяемое лицо из числа предполагаемых авторов исследуемого текста. Совпадение этого общего признака письменной речи позволяет исследователю сделать вывод, что уровень владения письменной речью автора спорной рукописи и проверяемого лица одинаков (установление групповой принадлежности). В рассматриваемом примере сравнительное исследование общих признаков —грамматических, лексических и стилистических — позволяет эксперту выявить совпадение уровня владения письменной речью автора спорной рукописи и проверяемого лица. В обеих рукописях он высокий.
Если общие признаки имеют групповое значение, то, благодаря сравнению частных признаков письменной речи, исследователь в зависимости от значимости выявленных совпадающих или различающихся признаков (совокупности признаков) с большей или меньшей степенью вероятности (в некоторых случаях и категорически) может решить вопрос о конкретном авторе спорной рукописи.
Важное значение для установления автора спорной рукописи имеют выявленные на этапе сравнительного исследования совпадения или различия частных признаков письменной речи в виде однотипных грамматических и лексических ошибок, встречающихся на протяжении всей рукописи. Особую роль в установлении автора документа играют такие частные признаки, как: «авторская лексика», т. е. устойчивое употребление определенных фразеологизмов, профессионализмов, арготизмов, архаизмов, неологизмов и т. д.; способы усиления определенных мыслей автора; способы выполнения вставок, исправлений, символов, сокращений и др.
В исследуемых рукописях путем сравнения частных признаков письменной речи установлено совпадение, например, в употреблении одинаковых профессионализмов, свойственных архитекторам, строителям; в способе акцентирования (основные мысли подчеркиваются); в выполнении сокращений (МНИИТЭП), вставок, исправлений и т. д.
В случае решения вопроса об исполнителе спорной рукописи признаки письменной речи, как общие, так и частные, не имеют самостоятельного значения. В совокупности с общими и частными признаками почерка они дают возможность эксперту прийти к достоверному категорическому или вероятному выводу о наличии или отсутствии тождества.
Сравнительное исследование общих признаков почерка начинается с сопоставления особенностей, отражающих пространственную ориентацию (размещение) движений. Отмечалось, что эта группа признаков проявляется в больших по объему рукописях, выполненных на нестандартном типографском бланке. Навык человека в размещении определенных частей и фрагментов текста устойчиво сохраняется на протяжении многих лет, и поэтому эта группа общих признаков почерка имеет определенное идентификационное значение при установлении исполнителя рукописи. Сопоставление общих признаков почерка, отражающих пространственную ориентацию (размещение) движений, проводится в той последовательности, в которой они изложены в главе II настоящего учебника.
В рассматриваемом примере при сопоставлении этой группы общих признаков почерка были установлены совпадения: размещения заголовка, даты, полей, формы, конфигурации и размера полей; размера красной строки; интервала между строками и словами, положения строки относительно горизонтального среза листа бумаги, формы линии письма в строке; размещения знаков препинания относительно предшествующего слова, линии письма; размещения знака переноса слов относительно линии строки.
Сравнение общих признаков, отражающих степень и характер сформированности письменно-двигательного навыка, начинается с сопоставления степени выработанности почерка в спорной рукописи и почерка проверяемого лица. Явные различия в степени сформированности письменно-двигательных навыков позволяют еще на подготовительной стадии исследования — во время осмотра материалов, поступивших на исследование, решить вопрос об отсутствии тождества. О степени сформированности письменно-двигательного навыка эксперт судит по таким признакам, как темп и координация движений. Поэтому в процессе сравнения сопоставлению подлежат в первую очередь эти признаки.
При детальном исследовании другого общего признака почерка, отражающего характер сформированности письменно-двигательного навыка — сложности движений, эксперту необходимо учитывать, что этот признак больше всего изменяется под действием различных обстоятельств субъективного и объективного характера. Эксперт всегда должен помнить, что степень сложности движений (строение почерка) может трансформироваться даже при исполнении рукописи в обычных условиях. Поэтому установление в сравниваемых рукописях на подготовительной стадии идентификации различия в строении не дает оснований эксперту решать вопрос об отсутствии тождества. Как уже отмечалось, степень сложности движений эксперт определяет на основе изучения общих признаков, отражающих структуру движений по их траектории. Эта группа общих признаков почерка исследователем сопоставляется в той последовательности, как она дается в главе II настоящего учебника.
Таким образом, в рассматриваемом примере сравнительным исследованием объектов идентификации были установлены совпадения: по степени выработанности почерка (темпу и координации движений), сложности движений, форме и направлению движений, наклону, размеру, разгону, связности.
Сопоставление общих признаков почерка при исследовании большого по объему рукописного текста, выполненного в обычных для пишущего условиях (в рукописи нет признаков, свидетельствующих об умышленной маскировке письма), для эксперта не вызывает особых затруднений.
Общие признаки почерка, как правило, имеют групповое значение. При проведении почерковедческих экспертиз исследователь, благодаря сравнению этих групп признаков, может только дифференцировать рукописи на определенные, уже известные группы, виды, разновидности (по степени выработанности, строению, размеру и др.).
Наиболее сложная и ответственная работа эксперта — это сравнение частных признаков почерка, выявленных на этапе раздельного анализа объектов идентификации. В конечном итоге эксперт, только благодаря совокупности частных признаков (с учетом признаков письменной речи и общих признаков почерка), выявленных в сравниваемых рукописях на стадии детального исследования, решает вопрос о конкретном исполнителе. Сопоставление частных признаков проводится экспертом по особенностям, выявленным на этапе раздельного исследования и зафиксированным в разработках. В этом случае обязательна их проверка по оригиналам, так как в разработках не исключены пропуски некоторых особенностей и неточности в фиксации. Подлежит сравнению и частота встречаемости отдельных вариантов письменных знаков.
Сопоставление признаков почерка рекомендуется начинать с наиболее «общего» из всех частных признаков — со сложности движений. Сложность движений при выполнении букв — признак собирательный: его показателями являются все остальные группы частных признаков. Если в результате сравнения одноименных письменных знаков эксперт установит различия в сложности движений, то тем самым отпадает необходимость дальнейшего сопоставления в этих буквах других групп частных признаков почерка. Другими словами, сопоставлению подлежат только сравниваемые признаки письма (в том числе и частные признаки почерка).
В рассматриваемых рукописных текстах несопоставимыми являются двухэлементный (упрощенный) и трехэлементный (согласно прописям) варианты буквы «т».
Затем в однотипных (сопоставимых) по строению письменных знаках сравнение производят по всем содержащимся в них частным признакам. Рекомендуется в одной и той же букве отмечать не более трех частных признаков почерка. Например, в сравниваемых почерках в букве «ы» можно отметить: а) форма движения при соединении элементов — угловатая; б) размещение движения по вертикали при выполнении элементов —1-й выше 2-го и т. д. Аналогичным образом сопоставляются все зафиксированные при раздельном исследовании частные признаки в спорной рукописи и образце почерка проверяемого лица.
В разработке совпадающие признаки отмечаются знаком «+»;
Различающиеся — знаком «—» (рис. 63).
На стадии детального исследования предварительная оценка признаков, выявленных в процессе раздельного и сравнительного исследования почерка, заключается прежде всего в установлении устойчивости признаков (письма). Выясняется также, не носят ли они случайного характера, вызванного различными факторами субъективного и объективного свойства. При оценке степени устойчивости выявленных признаков учитывается частота их встречаемости. На этой стадии исследователь дает предварительную оценку совокупности всех выявленных признаков и решает вопрос о ее достаточности для вывода о наличии или отсутствии тождества.
Затем эксперт переходит к заключительному этапу работы — к оценке признаков и формированию вывода.