Образцы письма делятся на:
— свободные — рукописи, выполненные предполагаемым исполнителем (автором) до возбуждения уголовного дела и вне связи с ним. К таким образцам относятся: заявления о приеме на работу, объяснения, записи в личном листке по учету кадров, личная переписка и т. д. При выполнении этих документов лицо не только не знало, что они могут быть в дальнейшем использованы в качестве образцов почерка (письма), но и не могло предполагать;
— экспериментальные — рукописи, выполненные проверяемым лицом специально для экспертного исследования в порядке ст. 186 УПК РСФСР;
— условно-свободные — рукописи, выполненные после возбуждения уголовного дела, но не специально для экспертизы (например, объяснения по делу, собственноручно написанные показания и другие документы).
Образцы письма делятся на:
— свободные — рукописи, выполненные предполагаемым исполнителем (автором) до возбуждения уголовного дела и вне связи с ним. К таким образцам относятся: заявления о приеме на работу, объяснения, записи в личном листке по учету кадров, личная переписка и т. д. При выполнении этих документов лицо не только не знало, что они могут быть в дальнейшем использованы в качестве образцов почерка (письма), но и не могло предполагать;
— экспериментальные — рукописи, выполненные проверяемым лицом специально для экспертного исследования в порядке ст. 186 УПК РСФСР;
— условно-свободные — рукописи, выполненные после возбуждения уголовного дела, но не специально для экспертизы (например, объяснения по делу, собственноручно написанные показания и другие документы).
Во всех случаях получения свободных образцов лицо, вынесшее постановление о назначении экспертизы письма, проверяет несомненность их происхождения. Нужна уверенность в том, что они выполнены именно проверяемым лицом, а не кем-то другим от его имени.
Материалы, представленные следователем или судом в качестве образцов для сравнительного исследования, должны быть сопоставимы:
— по языку, т. е. образцы и исследуемая рукопись выполнены на одном языке;
— по времени исполнения, т. е. образец и исследуемая рукопись исполнены в максимально приближенное время;
— по способу и условиям исполнения; имеется в виду один и тот же материал письма, пишущий прибор, та же самая поза, темп, одинаковый тип письма (скоропись, буквы печатной формы) и т. д.;
— по характеру и целевому назначению (заявление, накладная, письмо).
Образцы письма (почерка) представляются эксперту в нужном количестве, т. е. в том объеме, который позволил бы исследователю всесторонне проанализировать признаки, содержащиеся в сравниваемых рукописях. В каждом конкретном случае требуется разное количество сравнительного материала. Экспертная практика независимо от объектов исследования рекомендует, чтобы объем свободных образцов составлял не менее 5 страниц стандартного формата. Экспериментальные образцы следователь отбирает у проверяемого лица с учетом особенностей спорной рукописи и тех вопросов, которые ставятся перед экспертом.
В криминалистической литературе некоторые авторы (П. Г. Кулагин и др.) экспериментальные образцы в зависимости от условий их получения подразделяют на обычные, для получения которых не создаются специальные условия; специальные, получение которых происходит в условиях, максимально приближенных к условиям выполнения спорной рукописи. Для этого лицо, производящее дознание, следователь, судья должны заранее подготовить аналогичные спорной рукописи материалы письма, пишущий прибор, составить специальный текст, в котором встречаются слова и сочетания слов, содержащиеся в спорной рукописи; для выполнения образцов создать условия, максимально приближенные к тем, в которых исполнялась спорная рукопись (стоя, сидя, на коленях и т.д.). Ни в коем случае нельзя проверяемому лицу давать списывать с исследуемого текста. Экспериментальные образцы рекомендуется отбирать неоднократно, не менее трех раз с интервалом во времени от нескольких минут до нескольких часов или дней — в зависимости от обстоятельства дела (чтобы проверяемое лицо смогло забыть вариант исполнения предыдущего письма).
Согласно ст. 186 УПК РСФСР в необходимых случаях следователь, судья для получения образцов письма может пригласить специалиста-криминалиста. При отборе экспериментальных образцов обязательно соблюдение социалистической законности. Недопустимо унижать честь и достоинство личности; образцы следует получать с согласия лица, подозреваемого в написании спорного документа. Все образцы письма, направляемые на экспертизу, заверяются следователем, судьей.
Существует определенная специфика отбора образцов письма при решении вопроса об авторе спорной рукописи. Для получения высококачественных образцов рекомендуется приглашать специалиста-почерковеда или лицо, имеющее филологическое образование либо прошедшее специальную подготовку в области филологии. В распоряжение эксперта или специалиста, принимающего участие в отборе образцов для сравнительного исследования, следователь должен представить исчерпывающую информацию о предполагаемом авторе спорной рукописи, а именно: год рождения; место рождения и районы длительного проживания; национальность; родной язык; другие языки, которыми владеет это лицо; когда и какое учебное заведение окончило проверяемое лицо; профессия.
Отмеченные сведения о предполагаемом авторе документа позволяют эксперту (специалисту) более квалифицированно принять участие в отборе образцов для сравнительного исследования. Так, зная возраст проверяемого, эксперт сможет оценить определенные признаки письменной речи с позиции их устойчивости. Известно, что к 25—30 годам, как правило, заканчивается интенсивное пополнение лексико-стилистического багажа человека; фонетико-грамматические признаки тоже мало подвержены изменениям. Место рождения и местность, где проверяемое лицо проживало длительное время, может представить интерес в случае наличия в спорной рукописи различных диалектизмов. Не менее важны и другие сведения о подозреваемом.
Решение вопроса об авторе документа требует большего по объему материала для сравнительного исследования, чем при исследовании только почерка. Для того, чтобы эксперт мог определить словарный запас автора документа, выявить особенности лексики, необходимо иметь свободные образцы, так как именно в них проверяемое лицо могло употреблять профессиональные слова, арготизмы и т. д. Однако эксперта может и не удовлетворить большое количество свободных образцов письменной речи. Например, следователь представил в качестве сравнительного материала много стереотипных записей, выполненных \’проверяемым лицом на работе. В данных образцах может и не отобразиться специфика лексики и стиля автора этих документов, так как все они, как правило, выполняются по установленной форме. Несомненно, большую ценность представляют свободные образцы письменной речи в виде конспектов лекций, черновиков писем и т. д.
Не всегда при решении вопроса об авторе спорной рукописи следователь имеет возможность представить в распоряжение эксперта свободные образцы письменной речи, где бы в полной мере отобразились специфические особенности стиля, лексики автора. В этой связи необходимо отметить, что если при проведении почерковедческой экспертизы наибольшую ценность представляют свободные образцы, то при автороведческих исследованиях — и свободные, и экспериментальные образцы одинаково ценны.
В зависимости от способа получения экспериментальные образцы подразделяются на: свободное письмо, тестирование, фонограмму записей устной речи предполагаемого автора.
Свободное письмо (изложение, сочинение на определенную тему) как один из видов экспериментальных образцов позволяет эксперту выявить: уровень грамотности, объем словарного запаса и его особенности, стиль изложения и другие признаки письменной речи предполагаемого автора спорной рукописи.
В тех случаях, когда требуется проверить насколько присуще предполагаемому автору употребление того или иного фразеологизма, арготизма, фразеологического оборота, конструкции грамматической формы, предлагается проводить тестирование. Приведем пример из названной работы В. Н. Белова. При анализе анонимного письма эксперт обратил внимание на неоднократно встречающееся слово «убивец» в значении «убийца». В рукописных текстах, представленных следователем в качестве свободных образцов письменной речи проверяемого лица, этого слова не оказалось. Диктант текста, аналогичного исследуемому, явно нецелесообразен, ибо пришлось бы диктовать слово «убивец». Свободное письмо в виде изложения или сочинения на тему, связанную с убийством, также могло не дать желаемого результата, так как проверяемое лицо вообще могло при написании не употребить этого слова. Было проведено тестирование. Суть его заключается в следующем. Составляется карточка, на левой стороне которой имеются вопросы; на правой — место для ответов. Вопросы составляются в форме, предусматривающей однозначный ответ. Например, «Кто разносит почту?» — «Почтальон». В целях отвлечения внимания тестируемого интересующее следователя для эксперта слово рекомендуется разместить где-нибудь в середине текста. Тестируемое лицо ответы на поставленные вопросы дает в письменной форме. В приведенном примере проверяемое лицо на вопрос: «Кто убивает людей?» — ответило: «Убивец».
Тестирование, как одну из форм получения экспериментальных образцов письменной речи, следует применять при исследовании рукописей, в которых встречаются слова ограниченного употребления, свойственные лишь конкретному говорящему коллективу или социально определенной группе людей (диалектизмы, профессионализмы, арготизмы, архаизмы и т. д.).