Эксперт­ный осмотр объектов, поступивших на исследование

В задачу экс­пертного осмотра документов входит: установление их состояния, выяснение способа изготовления (рукопись, фотокопия и т. д.); осмотр материала письма; определение достаточности почеркового материала для проведения дальнейшего исследования; установление наличия признаков необычного выполнения рукописи; опре­деление способа выполнения спорной рукописи.
Если документы на экспертизу письма поступили в упакован­ном виде, то осмотр начинается с проверки упаковки. Факт повреж­дения упаковки фиксируется в заключении эксперта. Убедившись в соответствии количества объектов, поступивших на исследова­ние, эксперт переходит к их качественному анализу. В некоторых случаях уже на этой стадии исследования эксперт решает вопрос о непригодности почеркового материала для проведения эксперти­зы письма. Например, перед экспертом поставлен вопрос: «Не исправлена ли цифра «8» Ивановым А. П.?» Очевидно, что экспер­ту нет необходимости проводить детальное почерковедческое ис­следование для того, чтобы прийти к выводу о невозможности ре­шения поставленного перед ним вопроса. Объект исследования в приведенном примере настолько ограничен по объему, что выявить признаки, отображающие индивидуальность письменно-двигатель­ного навыка человека, невозможно. В таких случаях, руководст­вуясь ст. 82 УПК РСФСР, эксперт возвращает материалы лицу, назначившему экспертизу, вместе с заключением о невозможности решения вопроса в связи с непригодностью объекта для иденти­фикации.

В задачу экс­пертного осмотра документов входит: установление их состояния, выяснение способа изготовления (рукопись, фотокопия и т. д.); осмотр материала письма; определение достаточности почеркового материала для проведения дальнейшего исследования; установление наличия признаков необычного выполнения рукописи; опре­деление способа выполнения спорной рукописи.
Если документы на экспертизу письма поступили в упакован­ном виде, то осмотр начинается с проверки упаковки. Факт повреж­дения упаковки фиксируется в заключении эксперта. Убедившись в соответствии количества объектов, поступивших на исследова­ние, эксперт переходит к их качественному анализу. В некоторых случаях уже на этой стадии исследования эксперт решает вопрос о непригодности почеркового материала для проведения эксперти­зы письма. Например, перед экспертом поставлен вопрос: «Не исправлена ли цифра «8» Ивановым А. П.?» Очевидно, что экспер­ту нет необходимости проводить детальное почерковедческое ис­следование для того, чтобы прийти к выводу о невозможности ре­шения поставленного перед ним вопроса. Объект исследования в приведенном примере настолько ограничен по объему, что выявить признаки, отображающие индивидуальность письменно-двигатель­ного навыка человека, невозможно. В таких случаях, руководст­вуясь ст. 82 УПК РСФСР, эксперт возвращает материалы лицу, назначившему экспертизу, вместе с заключением о невозможности решения вопроса в связи с непригодностью объекта для иденти­фикации.
При осмотре документа так же, как и при ознакомлении с по­становлением о назначении экспертизы, может обнаружиться не­компетентность эксперта в решении определенных вопросов. Например, на исследование поступила рукопись, выполненная иероглифами. С этой письменностью эксперт не знаком, и поэтому механизм образования идентификационных признаков письма ему не известен. В этом случае эксперт обязан отказаться от решения вопроса об исполнителе спорной рукописи.
В процессе осмотра документа эксперт может обнаружить при­знаки, свидетельствующие о технической подделке его реквизитов. В этом случае согласно ст. 191 УПК РСФСР он вправе расширить границы экспертизы, отразив результаты исследования в своем заключении.
На предварительной стадии исследования, в процессе первона­чального анализа документа, эксперт может выявить признаки, свидетельствующие о необычных условиях выполнения спорной ру­кописи (естественных или умышленных изменениях). На этой ста­дии исследования он определяет и способ выполнения рукописи: скоропись, письмо с переменой пишущей руки, письмо буквами пе­чатного шрифта и т. д. Выяснение способа выполнения рукописи именно на этой стадии исследования очень важно для проверки достаточности сравнительного материала.