Образцы письма

Научная обоснованность вывода во многом зависит от количе­ства и качества сравнительного материала (образцов письма), представленного эксперту следователем или судом. Только при на­личии доброкачественных образцов письма в процессе сравнитель­ного исследования объектов эксперт может решить поставленную перед ним задачу.
Образцы письма делятся на:
—  свободные — рукописи, выполнен­ные предполагаемым исполнителем (автором) до возбуждения уголовного дела и вне связи с ним. К таким образцам относятся: заявления о приеме на работу, объяснения, записи в личном лист­ке по учету кадров, личная переписка и т. д. При выполнении этих документов лицо не только не знало, что они могут быть в дальней­шем использованы в качестве образцов почерка (письма), но и не могло предполагать;
— экспериментальные — рукописи, выполненные проверяемым ли­цом специально  для экспертного  исследования в порядке ст. 186 УПК РСФСР;
— условно-свободные — рукописи, выполненные после возбужде­ния уголовного дела, но не специально для экспертизы (например, объяснения по делу, собственноручно написанные показания и другие документы).

Научная обоснованность вывода во многом зависит от количе­ства и качества сравнительного материала (образцов письма), представленного эксперту следователем или судом. Только при на­личии доброкачественных образцов письма в процессе сравнитель­ного исследования объектов эксперт может решить поставленную перед ним задачу.
Образцы письма делятся на:
—  свободные — рукописи, выполнен­ные предполагаемым исполнителем (автором) до возбуждения уголовного дела и вне связи с ним. К таким образцам относятся: заявления о приеме на работу, объяснения, записи в личном лист­ке по учету кадров, личная переписка и т. д. При выполнении этих документов лицо не только не знало, что они могут быть в дальней­шем использованы в качестве образцов почерка (письма), но и не могло предполагать;
экспериментальные — рукописи, выполненные проверяемым ли­цом специально  для экспертного  исследования в порядке ст. 186 УПК РСФСР;
условно-свободные — рукописи, выполненные после возбужде­ния уголовного дела, но не специально для экспертизы (например, объяснения по делу, собственноручно написанные показания и другие документы).

Во всех случаях получения свободных образцов лицо, вынесшее постановление о назначении экспертизы письма, проверяет несом­ненность их происхождения. Нужна уверенность в том, что они выполнены именно проверяемым лицом, а не кем-то другим от его имени.
Материалы, представленные следователем или судом в каче­стве образцов для сравнительного исследования, должны быть со­поставимы:
— по языку, т. е. образцы и исследуемая рукопись выполнены на одном языке;
— по времени исполнения, т. е. образец и исследуемая рукопись исполнены в максимально приближенное время;
— по способу и условиям исполнения; имеется в виду один и тот же материал письма, пишущий прибор, та же самая поза, темп, одинаковый тип письма (скоропись, буквы печатной формы) и т. д.;
— по характеру и целевому назначению (заявление, наклад­ная, письмо).
Образцы письма (почерка) представляются эксперту в нужном количестве, т. е. в том объеме, который позволил бы исследовате­лю всесторонне проанализировать признаки, содержащиеся в сравниваемых рукописях. В каждом конкретном случае требуется разное количество сравнительного материала. Экспертная практи­ка независимо от объектов исследования рекомендует, чтобы объем свободных образцов составлял не менее 5 страниц стандартного формата. Экспериментальные образцы следователь отбирает у проверяемого лица с учетом особенностей спорной рукописи и тех вопросов, которые ставятся перед экспертом.
В криминалистической литературе некоторые авторы (П. Г. Ку­лагин и др.) экспериментальные образцы в зависимости от условий их получения подразделяют на обычные, для получения которых не создаются специальные условия; специальные, получение кото­рых происходит в условиях, максимально приближенных к усло­виям выполнения спорной рукописи. Для этого лицо, производящее дознание, следователь, судья должны заранее подготовить анало­гичные спорной рукописи материалы письма, пишущий прибор, составить специальный текст, в котором встречаются слова и сочета­ния слов, содержащиеся в спорной рукописи; для выполнения об­разцов создать условия, максимально приближенные к тем, в кото­рых исполнялась спорная рукопись (стоя, сидя, на коленях и т.д.). Ни в коем случае нельзя проверяемому лицу давать списывать с исследуемого текста. Экспериментальные образцы рекомендуется отбирать неоднократно, не менее трех раз с интервалом во времени от нескольких минут до нескольких часов или дней — в зависимо­сти от обстоятельства дела (чтобы проверяемое лицо смогло за­быть вариант исполнения предыдущего письма).
Согласно ст. 186 УПК РСФСР в необходимых случаях следо­ватель, судья для получения образцов письма может пригласить специалиста-криминалиста. При отборе экспериментальных образ­цов обязательно соблюдение социалистической законности. Недопу­стимо унижать честь и достоинство личности; образцы следует по­лучать с согласия лица, подозреваемого в написании спорного документа. Все образцы письма, направляемые на экспертизу, заверя­ются следователем, судьей.
Существует определенная специфика отбора образцов письма при решении вопроса об авторе спорной рукописи. Для получения высококачественных образцов рекомендуется приглашать специалиста-почерковеда или лицо, имеющее филологическое образова­ние либо прошедшее специальную подготовку в области филоло­гии. В распоряжение эксперта или специалиста, принимающего участие в отборе образцов для сравнительного исследования, сле­дователь должен представить исчерпывающую информацию о предполагаемом авторе спорной рукописи, а именно: год рожде­ния; место рождения и районы длительного проживания; нацио­нальность; родной язык; другие языки, которыми владеет это лицо; когда и какое учебное заведение окончило проверяемое лицо; про­фессия.
Отмеченные сведения о предполагаемом авторе документа по­зволяют эксперту (специалисту) более квалифицированно принять участие в отборе образцов для сравнительного исследования. Так, зная возраст проверяемого, эксперт сможет оценить определенные признаки письменной речи с позиции их устойчивости. Известно, что к 25—30 годам, как правило, заканчивается интенсивное по­полнение лексико-стилистического багажа человека; фонетико-грамматические признаки тоже мало подвержены изменениям. Ме­сто рождения и местность, где проверяемое лицо проживало дли­тельное время, может представить интерес в случае наличия в спорной рукописи различных диалектизмов. Не менее важны и другие сведения о подозреваемом.
Решение вопроса об авторе документа требует большего по объему материала для сравнительного исследования, чем при ис­следовании только почерка. Для того, чтобы эксперт мог опреде­лить словарный запас автора документа, выявить особенности лек­сики, необходимо иметь свободные образцы, так как именно в них проверяемое лицо могло употреблять профессиональные слова, арготизмы и т. д. Однако эксперта может и не удовлетворить боль­шое количество свободных образцов письменной речи. Например, следователь представил в качестве сравнительного материала мно­го стереотипных записей, выполненных \’проверяемым лицом на ра­боте. В данных образцах может и не отобразиться специфика ле­ксики и стиля автора этих документов, так как все они, как прави­ло, выполняются по установленной форме. Несомненно, большую ценность представляют свободные образцы письменной речи в ви­де конспектов лекций, черновиков писем и т. д.
Не всегда при решении вопроса об авторе спорной рукописи следователь имеет возможность представить в распоряжение эксперта свободные образцы письменной речи, где бы в полной мере отобразились специфические особенности стиля, лексики автора. В этой связи необходимо отметить, что если при проведении почерковедческой экспертизы наибольшую ценность представляют свободные образцы, то при автороведческих исследованиях — и свободные, и экспериментальные образцы одинаково ценны.
В зависимости от способа получения экспериментальные образ­цы подразделяются на: свободное письмо, тестирование, фонограм­му записей устной речи предполагаемого автора.
Свободное письмо (изложение, сочинение на определенную те­му) как один из видов экспериментальных образцов позволяет эксперту выявить: уровень грамотности, объем словарного запаса и его особенности, стиль изложения и другие признаки письменной речи предполагаемого автора спорной рукописи.
В тех случаях, когда требуется проверить насколько присуще предполагаемому автору употребление того или иного фразеоло­гизма, арготизма, фразеологического оборота, конструкции грам­матической формы, предлагается проводить тестирование. При­ведем пример из названной работы В. Н. Белова. При анализе анонимного письма эксперт обратил внимание на неоднократно встречающееся слово «убивец» в значении «убийца». В рукописных текстах, представленных следователем в качестве свободных образ­цов письменной речи проверяемого лица, этого слова не оказалось. Диктант текста, аналогичного исследуемому, явно нецелесообразен, ибо пришлось бы диктовать слово «убивец». Свободное письмо в виде изложения или сочинения на тему, связанную с убийством, также могло не дать желаемого результата, так как проверяемое лицо вообще могло при написании не употребить этого слова. Бы­ло проведено тестирование. Суть его заключается в следующем. Составляется карточка, на левой стороне которой имеются вопро­сы; на правой — место для ответов. Вопросы составляются в фор­ме, предусматривающей однозначный ответ. Например, «Кто разносит почту?» — «Почтальон». В целях отвлечения внимания тестируемого интересующее следователя для эксперта слово ре­комендуется разместить где-нибудь в середине текста. Тестируе­мое лицо ответы на поставленные вопросы дает в письменной форме. В приведенном примере проверяемое лицо на вопрос: «Кто убивает людей?» — ответило: «Убивец».
Тестирование, как одну из форм получения экспериментальных образцов письменной речи, следует применять при исследовании рукописей, в которых встречаются слова ограниченного употребле­ния, свойственные лишь конкретному говорящему коллективу или социально определенной группе людей (диалектизмы, профессионализмы, арготизмы, архаизмы и т. д.).