В процессе раздельного исследования эксперт обязан не только выявить все идентификационные признаки в изучаемых объектах, но и суметь выделить из всей массы признаков наиболее существенные, определить степень их устойчивости, вариационности. При раздельном исследовании изучается вся совокупность идентификационных признаков письменной речи. Оно начинается с анализа общих признаков, которые анализируются в той последовательности, в какой они изложены в главе II настоящего учебника.
Необходимо еще раз подчеркнуть, что, во-первых, признаки письменной речи эксперт может выявить только при наличии значительного по объему почеркового материала; во-вторых, особое значение имеет установление этой группы идентификационных признаков при проведении автороведческих экспертиз. В основном же признаки письменной речи для установления исполнителя спорной рукописи имеют групповое значение.
Количество орфографических, пунктуационных и синтаксических ошибок дает эксперту информацию о степени развития грамматических навыков письма исполнителя спорной рукописи и проверяемого лица.
В процессе раздельного исследования эксперт обязан не только выявить все идентификационные признаки в изучаемых объектах, но и суметь выделить из всей массы признаков наиболее существенные, определить степень их устойчивости, вариационности. При раздельном исследовании изучается вся совокупность идентификационных признаков письменной речи. Оно начинается с анализа общих признаков, которые анализируются в той последовательности, в какой они изложены в главе II настоящего учебника.
Необходимо еще раз подчеркнуть, что, во-первых, признаки письменной речи эксперт может выявить только при наличии значительного по объему почеркового материала; во-вторых, особое значение имеет установление этой группы идентификационных признаков при проведении автороведческих экспертиз. В основном же признаки письменной речи для установления исполнителя спорной рукописи имеют групповое значение.
Количество орфографических, пунктуационных и синтаксических ошибок дает эксперту информацию о степени развития грамматических навыков письма исполнителя спорной рукописи и проверяемого лица.
В развитии лексических навыков эксперт может судить по степени владения автором рукописи как общенародными словами, так и словами, ограниченными в своем употреблении определенным коллективом, определенной диалектной или социальной средой (употребление фразеологизмов, диалектизмов, арготизмов, профессионализмов и т. д.).
При изучении общих признаков письменной речи эксперт должен стремиться не только определить функциональный стиль языка, которым выполнена спорная рукопись и образцы письма проверяемого лица, но и выявить особенности, придающие индивидуальность стилю, архитектонику, преобладающие типы предложений, признаки символики и сокращений, акцентирование.
Общие признаки позволяют эксперту только установить уровень владения письменной речью, отнести выявленные признаки к конкретной группе согласно рассмотренной выше классификации. Анализ частных признаков позволяет исследователю выявить особенности, присущие конкретному автору (исполнителю) рукописи.
В качестве примера здесь будет проанализирован текст анонимного письма и свободный образец почерка С. С. Метелкина (рис. 61).
Результаты исследования признаков письменной речи фиксируются в специальных разработках (см. табл. 1).
Таблица 1. Признаки письменной речи
| Наименование признаков | Конкретное выражение признака | |
| в исследуемом документе | в образце почерка | |
| Метелкина С. С. | ||
| I | 2 | 3 |
| 1. Степень развития грамматических навыков. | Высокая, отсутствуют орфографические, пунктуационные и синтаксические ошибки. | Высокая, отсутствуют орфографические, пунктуационные и синтаксические ошибки. |
| 2. Степень развития лексических навыков: | ||
| а) общий запас слов; | ||
| Лексика богатая, отсутствует повторение слов. | Лексика богатая, отсутствует повторение слов. | |
| б) особенности лексики (профессионализмы) | «Нарушения социалистической законности трудового законодатель ства», «обладает плохой графикой», «однопролетную балку на двух опорах», «трудовую дисциплину». | «Ориентируясь на цифры выполнения плана и результаты проверки трудовой дисциплины», «высокий процент выполнения плана», «рекламации со строек», «ошибки в чертежах, безграмотные проектные решения». |
| «Случаи пьянства в рабочее время». | ||
| «Обречены на провал» «закадычными друзьями, связанными круговой порукой». | ||
| Фразеологические обороты. | ||
| 3. Степень развития стилистических навыков: | ||
| а) язык; | ||
| Официально — деловой Своеобразие стиля изложения заключается в употреблении фразеологических оборотов, присущих, по всей вероятности, работнику архитек-турно — проектной организации, связанному по роду работы с трудовым законодательством. | Официально — деловой. Своеобразие стиля изложения заключается в употреблении фразеологизмов и фразеологических оборотов, присущих, по всей вероятности, работнику архитектурно-проектной организации, связанному по роду работы с трудовым законодательством. | |
| Мысли изложены последовательно, имеется логическая связь между всем изложенным. Есть вступление: «мастерская № 2 заняла первое место»; основная часть — изложение фактов; заключение: «Данные факты говорят о том, что мастерская № 2 недостойна высокого звания». Выводы делаются на основании изложенных фактов. | ||
| Мысли изложены последовательно, имеется логическая связь между всем изложенным. Есть вступление: «наблюдаются факты нарушения социалистической законности»; основная часть — изложение фактов; заключение: «Примите меры». Выводы делаются на основании изложенных фактов. | ||
| б) общее построение письменной речи | ||
| (архитектоника); | ||
| в) абзацы; | Отдельные части тек ста выделены абзацами которые состоят из 1—2 предложений. | Отдельные части текста выделены абзацами, которые состоят из 1—2 предложений. |
| Преобладают большие предложения (больше 30 слов). | Преобладают большие предложения (больше 30 слов). | |
| г) длина предложений; | Сложные (сложносочиненные и сложноподчиненные предложения) | Сложные (сложносочиненные и сложноподчиненные предложения). |
| д) тип предложений; | Наличие аббревиатур: ГАПУ (Главное архитектурно — планировочное управление); МНИИТЭП (Московский научно-исследовательский институт типового и экспериментального проектирования); г.—город; тов —товарищ; т. ,к. — так как. | Наличие аббревиатуры — МНИИТЭП (Московский научно — исследовательский институт типового и экспериментального проектирования); тов.—товарищ. |
| Подчеркивание предложений прямой и волнистой линиями. | ||
| е) сокращения; | ||
| Вставка слова с помощью знака вставки Исправление производится по элементам букв имеются символы — «№ 2». | Подчеркивание предложений прямой и волнистой линиями. | |
| Вставка слова с помощью знака вставки, буквы — без знака. Исправление по элементам букв. Имеются символы — «№ 2». | ||
| ж) акцентирование; | ||
| з) наличие вставок исправлений, символов. | ||
Затем эксперт изучает признаки, отражающие степень и характер сформированности письменно-двигательного навыка. Анализ этой группы признаков начинается с определения степени выработанности почерка, которым выполнена спорная рукопись и образцы почерка проверяемого лица. Уже отмечалось, что в случае явных различий в степени выработанности при отсутствии признаков умышленного ее снижения в спорной рукописи дальнейшее раздельное и сравнительное исследование проводить нецелесообразно. Завершается этот этап раздельного анализа исследованием общих признаков почерка, отражающих структуру движений по их траектории.
Результаты раздельного анализа общих признаков почерка, которым исполнена спорная рукопись и образцы письма проверяемого лица, фиксируются так же, как это сделано в разработке признаков письменной речи (см. табл. 2).
Изучив и зафиксировав в специальных разработках признаки письменной речи и общие признаки почерка, эксперт переходит к наиболее сложной, трудоемкой и ответственной работе—изучению частных признаков почерка, проявляющихся в письменных знаках, их элементах и сочетаниях букв.
| Наименование признаков | Конкретное выражение признака | ||
| в исследуемом документе | в образце почерка Метелкина С. С. | ||
| 1 | 2 | 3 | |
| 1. Признаки, отражающие пространственную ориентацию (размещение) движений: | |||
| а) заголовок; | |||
| б) дата; | Расположен ближе к левому срезу бумаги. | Расположен ближе к левому срезу бумаги. | |
| в) поля (расположение, форма, конфигурация, размер); | Справа внизу. | Справа внизу. | |
| Левые, прямоугольные прямолинейная, средние (Зсм). | Левые, прямоугольные, прямолинейная, средние (3 см). | ||
| г) размер красной строки; | |||
| Малый (1,5 см). | Малый (1,5 см). | ||
| д) размер интервалов между строками; | |||
| между словами; | Средний (1,5 буквы). | Средний (1,5 буквы). | |
| е) положение строки относительно горизонтального среза листа бумаги; | Средний (1,5 буквы). | Средний (1,5 буквы) | |
| Поднимающееся. | Поднимающееся. | ||
| ж) форма линии письма в строке; | Прямолинейная. | Прямолинейная. | |
| з) размещение знаков препинания относительно предшествующего слова, линии письма; | |||
| и) размещение знака переноса слов относительно линии письма. | В центре между словами, на линии письма. | В центре между словами, на линии письма. | |
| 2. Признаки, отражающие степень и характер сформированности письменно — двигательного навыка: | |||
| а) степень выработанности; | |||
| Параллельно линии письма. | Параллельно линии письма. | ||
| б) сложность движений; | |||
| Высокая: координация движений — высокая темп движений — выше среднего. | Высокая: координация движений — высокая, темп движений — выше среднего. | ||
| Почерк простои с элементами упрощений и усложнений. | Почерк простой с элементами упрощений и усложнений. | ||
| 3. Признаки, отражающие структуру движений по их траектории: | |||
| а) преобладающая форма и направление движений; | |||
| б) наклон; | |||
| в) размер; | Округлая, левоокружное. | Округлая, левоокружное. | |
| г) разгон; | |||
| д) связность; | Правый. | Правый. | |
| Средний. | Средний. | ||
| Средний. | Средний. | ||
| Средняя. | Средняя. | ||


Такая кропотливая, трудоемкая фиксация частных признаков облегчит работу эксперта на этапе сравнительного исследования. Параллельно с отметкой частных признаков эксперт подсчитывает частоту встречаемости признаков, что в конечном счете позволяет исследователю установить их устойчивость и вариационность. Устойчивость каждого признака эксперт прослеживает на одинаковых письменных знаках, повторяющихся в спорной рукописи и образцах. Для этого в разработке рядом с каждым вариантом буквы проставляются отметки в виде цифр или черточек (с последующим их подсчетом), свидетельствующих о частоте встречаемости каждого конкретного варианта письменного знака (рис. 62).

При исследовании небольших по объему рукописных текстов, где не встречаются все буквы алфавита, исследователь составляет текстовую разработку, в которой частные признаки почерка фиксируются не в алфавитном порядке, а в той последовательности, в которой они расположены в спорной рукописи.
В результате раздельного изучения исследуемых записей эксперт получает полное представление как о почерке лица, выполнившего спорную рукопись, так и о почерке предполагаемого исполнителя.