Письмо левой рукой, как правило, является непривычным для пишущего и, следовательно, связано со значительным изменением механизма письма, с его перестройкой. Таким образом, развитие навыка письма левой рукой связано с выработкой нового варианта почерка. Формирование письма левой рукой не происходит изолированно от уже имеющегося навыка писать правой рукой. Умение писать правой рукой, мысленные образы букв облегчают овладение письмом левой рукой. При письме левой рукой пишущий стремится воспроизвести особенности движения правой руки. Затруднительным моментом в этом случае является то, что лица, пишущие правой рукой, выполняют движения в строго определенном направлении, следовательно, и левую руку надо натренировать в выполнении движений в нужном направлении.
Руки человека одинаковы по строению и находятся в функциональной зависимости от различных полушарий головного мозга. Между отделами обоих полушарий имеется постоянная связь. Физиологи и психологи отмечают, что выработка навыка для одной стороны тела осуществляется при взаимодействии с другой:
нервные центры, которые обеспечивают координацию движений правой руки, связаны с центрами координации движений левой руки. В силу этого и происходит так называемый «перенос» тренировочного эффекта с правой тренируемой стороны на нетренируемую. Динамический стереотип приспосабливается к имеющимся навыкам и использует их. Чем больше будет «перенос» признаков обычного почерка, тем легче эксперту установить исполнителя текста.
Письмо левой рукой, как правило, является непривычным для пишущего и, следовательно, связано со значительным изменением механизма письма, с его перестройкой. Таким образом, развитие навыка письма левой рукой связано с выработкой нового варианта почерка. Формирование письма левой рукой не происходит изолированно от уже имеющегося навыка писать правой рукой. Умение писать правой рукой, мысленные образы букв облегчают овладение письмом левой рукой. При письме левой рукой пишущий стремится воспроизвести особенности движения правой руки. Затруднительным моментом в этом случае является то, что лица, пишущие правой рукой, выполняют движения в строго определенном направлении, следовательно, и левую руку надо натренировать в выполнении движений в нужном направлении.
Руки человека одинаковы по строению и находятся в функциональной зависимости от различных полушарий головного мозга. Между отделами обоих полушарий имеется постоянная связь. Физиологи и психологи отмечают, что выработка навыка для одной стороны тела осуществляется при взаимодействии с другой:
нервные центры, которые обеспечивают координацию движений правой руки, связаны с центрами координации движений левой руки. В силу этого и происходит так называемый «перенос» тренировочного эффекта с правой тренируемой стороны на нетренируемую. Динамический стереотип приспосабливается к имеющимся навыкам и использует их. Чем больше будет «перенос» признаков обычного почерка, тем легче эксперту установить исполнителя текста.
Специфическими признаками леворучного письма являются: некоординированность движений, особенно проявляющаяся в овальных и соединительных элементах букв; медленный темп письма; «зеркальность» движений (движение, обратное заданному), выражающаяся как в букве, элементе, так и в части элемента буквы; увеличение протяженности движений по горизонтали при выполнении заключительных частей элементов букв, строение букв (как правило, простое, а иногда в виде печатных букв); извилистая форма строки и др. (рис. 66).
В зависимости от степени развития письменно-двигательного навыка письма левой рукой и объема рукописи, указанные признаки будут проявляться по-разному, а при большой практике могут полностью исчезнуть.
Криминалистическое исследование рукописи, исполненной левой рукой, осуществляется в два этапа:
1) установление самого факта выполнения текста левой рукой:
2) установление исполнителя рукописи.
Установление факта выполнения текста левой рукой зависит от степени овладения пишущим письменно-двигательным навыком письма левой рукой.
При отсутствии у пишущего такого навыка эксперт может без труда решить вопрос о факте выполнения рукописи левой рукой. На это указывают резко выраженные деформированность букв, удлинения заключительных элементов букв, различная зеркальность» (полная или частичная) и другие признаки, характерные для леворучного письма. Наиболее существенным признаком для Эксперта при установлении факта выполнения рукописи левой рукой является «зеркальность». Этот признак будет наблюдаться во всем тексте.
Решение вопроса об исполнителе при отсутствии у пишущего навыка письма левой рукой является для эксперта сложной задачей. Это обстоятельство объясняется общей неустойчивостью признаков почерка, что в свою очередь ограничивает объем идентификационных признаков.
При средней степени владения письменно-двигательными навыками письма левой рукой в рукописи, наряду с общей некоординированностью, наблюдаются элементы автоматизированности движений. Такой признак, как «зеркальность», встречается очень редко. Вопрос об исполнении текста левой рукой может и не быть решен на стадии раздельного исследования. Для этого надо провести сравнительное исследование.
Вопрос же об исполнителе экспертом может быть решен: в рукописи эксперт устанавливает признаки обычного почерка, а также их устойчивость, т. е. в рукописи наблюдается большое количество неизмененных признаков почерка, возврат к общим и частным признакам обычного почерка.
Для высокой степени развития навыка письма левой рукой характерны автоматизированные движения, быстрый темп письма. Обычно исполнителями таких рукописей являются левши, лица, потерявшие правую руку и впоследствии научившиеся писать левой рукой, а также лица, умеющие свободно писать как правой, так и левой рукой. В этих случаях эксперт не сможет решить вопрос о факте исполнения рукописи левой рукой в силу отсутствия признаков леворучного письма. Здесь решается вопрос только об исполнителе. А о том, что рукопись выполнена левой рукой, эксперт узнает из материалов дела.
Таким образом, чем меньше будет развит навык письма левой рукой, тем легче установить факт выполнения рукописи этим способом и труднее установить ее исполнителя и, наоборот, чем выше данный навык развит, тем труднее установить факт выполнения рукописи левой рукой и легче решить вопрос об исполнителе. Установление факта выполнения рукописи левой рукой обязательно отражается в заключении.
Методика исследования таких рукописей имеет свои особенности и в отношении установления исполнителя. Зная о том, что
письмо левой рукой является воспроизведением особенностей движений правой руки, а также то, что в исследуемой рукописи имеются признаки, сохранившиеся, «перенесенные» из праворучного почерка, и признаки леворучного письма, эксперт должен зафиксировать эти признаки в алфавитной разработке и сравнить их с образцами как леворучного, так и праворучного письма предполагаемого исполнителя. Образцы леворучного письма необходимы и для установления степени владения пишущим письмом левой рукой. При этом наличие большого количества сохранившихся («перенесенных») признаков в спорной рукописи и в образцах свидетельствует об их общей устойчивости. Признаки пространственной ориентации сохраняются, так как остаются за пределами внимания пишущего, выполнение их носит автоматический характер, а такие признаки, как форма движения при выполнении начальных элементов букв, протяженность движений, размещение точек начала, окончания и соединения движений, сохраняются относительно. О таком признаке, как степень выработанности, эксперту удается судить на основании сложности движений при выполнении букв, а также особенностей их соединений. Оценка выявленных признаков, ввиду того, что эксперту не всегда удается проследить устойчивость того или иного признака, является наиболее трудной. Эксперт должен помнить, что устойчивость признаков можно проверить в образцах почерка предполагаемого исполнителя. Не следует забывать об объеме рукописи и содержании. Большой по объему текст, а также исполнение текстов разного содержания требует дополнительных усилий пишущего, следовательно, в таких рукописях будут наглядно проявляться признаки леворучного письма.