Исследование текстов, выполненных с подражанием почерку другого лица

В экспертной практике встречаются случаи выполнения тек­стов (записей, распоряжений, резолюций и т. д.) с подражанием почерку другого лица. В этом случае подделыватель стремится воспроизвести письменно-двигательные навыки, привычные для другого лица, а также изменить признаки своего почерка.
При подражании почерку другого лица у пишущего возникает необходимость полностью перестроить собственный механизм пись­ма, выработать новую систему движений, чтобы добиться опре­деленного сходства с почерком другого лица. Такая перестройка ведет к нарушению точности движений и ритмичности письма.
Следовательно, в рукописях, выполненных с подражанием, эксперт, как правило, обнаруживает три группы признаков: при­знаки, свойственные чужому почерку, признаки почерка подделы­вателя и измененные признаки почерка подделывателя. От прояв­ления этих групп признаков в тексте, их соотношения, зависит установление факта подражания и возможность идентификации исполнителя.
Успех подражания почерку другого лица зависит от целого ряда условий, к которым относятся: наличие сходства почерка подделывателя и лица, которому он подражает (у обоих совпа­дает система навыков письма), соответствие степени выработанности, сложности, стройности почерков, время изучения (наблю­дения) чужого почерка, длительность тренировки, профессии под­делывателя и его индивидуальных способностей, объема текста и т. п.

В экспертной практике встречаются случаи выполнения тек­стов (записей, распоряжений, резолюций и т. д.) с подражанием почерку другого лица. В этом случае подделыватель стремится воспроизвести письменно-двигательные навыки, привычные для другого лица, а также изменить признаки своего почерка.
При подражании почерку другого лица у пишущего возникает необходимость полностью перестроить собственный механизм пись­ма, выработать новую систему движений, чтобы добиться опре­деленного сходства с почерком другого лица. Такая перестройка ведет к нарушению точности движений и ритмичности письма.
Следовательно, в рукописях, выполненных с подражанием, эксперт, как правило, обнаруживает три группы признаков: при­знаки, свойственные чужому почерку, признаки почерка подделы­вателя и измененные признаки почерка подделывателя. От прояв­ления этих групп признаков в тексте, их соотношения, зависит установление факта подражания и возможность идентификации исполнителя.
Успех подражания почерку другого лица зависит от целого ряда условий, к которым относятся: наличие сходства почерка подделывателя и лица, которому он подражает (у обоих совпа­дает система навыков письма), соответствие степени выработанности, сложности, стройности почерков, время изучения (наблю­дения) чужого почерка, длительность тренировки, профессии под­делывателя и его индивидуальных способностей, объема текста и т. п.
В то же время указанные условия могут существенно затруд­нить идентификацию исполнителя рукописи (подражателя). Так, сходство почерка подделывателя и лица, которому он подражает, предполагает совпадение многих признаков в их почерках и зна­чительно меньший объем различающихся «неизменившихся» при­знаков почерка подделывателя.
Лицо, имеющее почерк с низкой степенью выработанности, не сможет выполнить текст с подражанием почерку другого лица, если почерк последнего имеет высокую степень выработанности. Его обязательно постигнет неудача, оно не сможет воспроизвести общие и частные признаки чужого почерка. То же можно сказать и о стройности почерка, когда степень стройности почерка подде­лывателя ниже степени стройности почерка лица, которому под­ражают.
В отдельных случаях, когда стройность почерка лица, подозре­ваемого в выполнении текста, ниже, чем в исследуемой рукописи, эксперт может исключить это лицо по данному признаку из числа предполагаемых исполнителей.
Существуют следующие способы подражания (имитации) по­черку другого лица: подражание «на глаз» (срисовывание) без предварительной тренировки и с предварительной тренировкой; подражание «по памяти».