К этим признакам относятся выработанность почерка и степень сложности движений, отражающиеся на строении его в целом. Анализ этой группы общих признаков почерка позволяет эксперту установить степень и характер сформированности письменно-двигательного навыка пишущего.
Выработанность почерка означает способность пишущего пользоваться общепринятой системой скорописи. Степень выработанности—один из основных показателей уровня овладения человеком письменно-двигательным навыком. Данный признак позволяет эксперту-почерковеду, следователю, суду судить о степени сформированности почерка в целом. О степени выработанности, этом сложном признаке почерка, исследователя информируют темп и координация движений при письме.
Выработанность почерка означает способность пишущего пользоваться общепринятой системой скорописи. Степень выработанности—один из основных показателей уровня овладения человеком письменно-двигательным навыком. Данный признак позволяет эксперту-почерковеду, следователю, суду судить о степени сформированности почерка в целом. О степени выработанности, этом сложном признаке почерка, исследователя информируют темп и координация движений при письме.
К этим признакам относятся выработанность почерка и степень сложности движений, отражающиеся на строении его в целом. Анализ этой группы общих признаков почерка позволяет эксперту установить степень и характер сформированности письменно-двигательного навыка пишущего.
Выработанность почерка означает способность пишущего пользоваться общепринятой системой скорописи. Степень выработанности—один из основных показателей уровня овладения человеком письменно-двигательным навыком. Данный признак позволяет эксперту-почерковеду, следователю, суду судить о степени сформированности почерка в целом. О степени выработанности, этом сложном признаке почерка, исследователя информируют темп и координация движений при письме.
Под темпом письма понимается время, затрачиваемое пишущим на выполнение букв, слов, предложений и всей рукописи. Темп выполнения рукописи может быть быстрым, средним и медленным. Быстрому темпу свойственно соединение элементов письменных знаков и соединение письменных знаков между собой. В рукописи, выполненной в среднем темпе, могут появиться слова, выполненные несвязными движениями, часть букв и элементов письменных знаков может иметь отклонения от принятых прописей.
Для медленного темпа, как правило, характерно отсутствие связных движений при выполнении букв и слов. О замедленном темпе движений говорят и часто встречающиеся в такой рукописи извилистость элементов, тупые начала и окончания элементов письменных знаков, их утолщение по сравнению с прописями, наличие овалов и полуовалов неправильной формы и другие признаки.
Следует отметить, что темп движений при письме может быть привычным и измененным (привычным мы называем темп, которым исполнен текст в обычных условиях). Он может меняться у человека в зависимости от целей и задач, стоящих перед пишущим. Имеет значение, в частности, характер составляемого документа, условия выполнения рукописи (например, в движущемся транспорте) и ряд других обстоятельств субъективного и объективного характера. О темпе письма можно судить и по такому признаку, как степень сложности движений. Эти явления обратно пропорциональны. Чем сложнее движения, отображенные в строении почерка, тем медленнее темп письма и наоборот (эта зависимость верна только в том случае, когда эксперт имеет дело с одной и той же по степени выработанное™ группой почерков: с высоковыработанными или средними по степени выработанности). Исходя из этой зависимости, можно заключить, что в группе высоковыработанных почерков самыми медленными по темпу исполнения письменных знаков будут усложненные почерки; самыми быстрыми—упрощенные.
Под координацией движений при письме понимается степень согласованности движений пишущего при выполнении элементов письменных знаков, букв и при их связывании. Степень координации зависит от овладения пишущим письменно-двигательным навыком. Так, на начальных этапах обучения письму почерк имеет низкую степень координации движений, проявляющуюся в неточности движений при выполнении сочетаний элементов, букв, слов: в извилистости, изломах прямых элементов, угловатости овалов и полуовалов, в смещении от установленных прописей начала и окончания движений, несоразмерности отдельных частей элементов и т. д.
Правильно сформированный письменно-двигательный навык (с соблюдением гигиенических и технических правил) позволяет человеку автоматизировать процесс письма, дает возможность пишущему устойчиво, без особых усилий выполнять различные движения при написании букв и их элементов. У лиц с достаточно развитым письменно-двигательным навыком степень координации движений высокая. В такой рукописи наблюдается точность в соединении элементов букв, выдержанность наклона и размера элементов письменных знаков, равномерность протяженности движений, устойчивость в расположении точек начала и окончания движений.
Координация движений тесно связана с темпом исполнения письма. У каждого пишущего в процессе обучения письму и дальнейшей жизни вырабатывается свой привычный темп движения при выполнении рукописи. Нарушение привычного темпа (по различным причинам) в конечном счете приводит к нарушению четкости и стройности в выполнении письменных знаков и их элементов. Координация движений снижается при выполнении рукописи в необычной позе, на необычном материале, при перемене пишущей руки, а также в результате расстройства нервной деятельности, заболевания и т. д.
В зависимости от уровня овладения письменно-двигательным навыком — темпа и координации движений — различаются маловыработанные, средневыработанные и высоковыработанные почерки.
Выработанность почерка означает способность пишущего пользоваться общепринятой системой скорописи. Степень выработанности—один из основных показателей уровня овладения человеком письменно-двигательным навыком. Данный признак позволяет эксперту-почерковеду, следователю, суду судить о степени сформированности почерка в целом. О степени выработанности, этом сложном признаке почерка, исследователя информируют темп и координация движений при письме.
Под темпом письма понимается время, затрачиваемое пишущим на выполнение букв, слов, предложений и всей рукописи. Темп выполнения рукописи может быть быстрым, средним и медленным. Быстрому темпу свойственно соединение элементов письменных знаков и соединение письменных знаков между собой. В рукописи, выполненной в среднем темпе, могут появиться слова, выполненные несвязными движениями, часть букв и элементов письменных знаков может иметь отклонения от принятых прописей.
Для медленного темпа, как правило, характерно отсутствие связных движений при выполнении букв и слов. О замедленном темпе движений говорят и часто встречающиеся в такой рукописи извилистость элементов, тупые начала и окончания элементов письменных знаков, их утолщение по сравнению с прописями, наличие овалов и полуовалов неправильной формы и другие признаки.
Следует отметить, что темп движений при письме может быть привычным и измененным (привычным мы называем темп, которым исполнен текст в обычных условиях). Он может меняться у человека в зависимости от целей и задач, стоящих перед пишущим. Имеет значение, в частности, характер составляемого документа, условия выполнения рукописи (например, в движущемся транспорте) и ряд других обстоятельств субъективного и объективного характера. О темпе письма можно судить и по такому признаку, как степень сложности движений. Эти явления обратно пропорциональны. Чем сложнее движения, отображенные в строении почерка, тем медленнее темп письма и наоборот (эта зависимость верна только в том случае, когда эксперт имеет дело с одной и той же по степени выработанное™ группой почерков: с высоковыработанными или средними по степени выработанности). Исходя из этой зависимости, можно заключить, что в группе высоковыработанных почерков самыми медленными по темпу исполнения письменных знаков будут усложненные почерки; самыми быстрыми—упрощенные.
Под координацией движений при письме понимается степень согласованности движений пишущего при выполнении элементов письменных знаков, букв и при их связывании. Степень координации зависит от овладения пишущим письменно-двигательным навыком. Так, на начальных этапах обучения письму почерк имеет низкую степень координации движений, проявляющуюся в неточности движений при выполнении сочетаний элементов, букв, слов: в извилистости, изломах прямых элементов, угловатости овалов и полуовалов, в смещении от установленных прописей начала и окончания движений, несоразмерности отдельных частей элементов и т. д.
Правильно сформированный письменно-двигательный навык (с соблюдением гигиенических и технических правил) позволяет человеку автоматизировать процесс письма, дает возможность пишущему устойчиво, без особых усилий выполнять различные движения при написании букв и их элементов. У лиц с достаточно развитым письменно-двигательным навыком степень координации движений высокая. В такой рукописи наблюдается точность в соединении элементов букв, выдержанность наклона и размера элементов письменных знаков, равномерность протяженности движений, устойчивость в расположении точек начала и окончания движений.
Координация движений тесно связана с темпом исполнения письма. У каждого пишущего в процессе обучения письму и дальнейшей жизни вырабатывается свой привычный темп движения при выполнении рукописи. Нарушение привычного темпа (по различным причинам) в конечном счете приводит к нарушению четкости и стройности в выполнении письменных знаков и их элементов. Координация движений снижается при выполнении рукописи в необычной позе, на необычном материале, при перемене пишущей руки, а также в результате расстройства нервной деятельности, заболевания и т. д.
В зависимости от уровня овладения письменно-двигательным навыком — темпа и координации движений — различаются маловыработанные, средневыработанные и высоковыработанные почерки.