Изменение частных признаков является также одним из спо­собов искажения почерка

Изменение частных признаков является также одним из спо­собов искажения почерка. Изменяются, как правило, наиболее «броские» признаки с точки зрения пишущего, т. е. признаки, которые им осознаются.
Изменению подвергаются: а) прямолинейная, дуговая и оваль­ная формы движения в буквах «в», «г», «е», «ж», «и», «м», «л», «п», «р», «т», «у», «ф», «щ», «ы» изменяются на извилистую; в буквах «т», «п», «р», имеющих дуговую форму движений, появ­ляется двойная угловатость; в буквах «ж», «к», «л», «н», «р», «х» появляются дополнительные петлевые движения (так называемая неоднократность петлевых движений); б) простое строение букв заменяется усложненным; в) слитный вид соединения движений заменяется интервальным; г) протяженность движений по верти­кали увеличивается.
Изменяя те или иные частные признаки почерка, пишущий не знает механизма их образования и поэтому сохраняет целый комплекс признаков, присущих его обычному почерку. В силу этого эксперту надо помнить, что в пределах одной рукописи одни и те же признаки в одних и тех же буквах будут встречать­ся в измененном и неизмененном вариантах.
Степень изменения признаков почерка, как общих, так и част­ных, зависит от объема рукописи: чем короче текст, тем легче пишущему выдержать изменение тех или иных признаков на протяжении всего текста и, наоборот, чем больше объем рукопи­си, тем труднее выдержать выбранный способ изменения. В боль­шом тексте эксперт обязательно обнаружит наряду с измененны­ми признаками и признаки неизмененные, т. е. признаки, прису­щие обычному его почерку.

Изменение частных признаков является также одним из спо­собов искажения почерка. Изменяются, как правило, наиболее «броские» признаки с точки зрения пишущего, т. е. признаки, которые им осознаются.
Изменению подвергаются: а) прямолинейная, дуговая и оваль­ная формы движения в буквах «в», «г», «е», «ж», «и», «м», «л», «п», «р», «т», «у», «ф», «щ», «ы» изменяются на извилистую; в буквах «т», «п», «р», имеющих дуговую форму движений, появ­ляется двойная угловатость; в буквах «ж», «к», «л», «н», «р», «х» появляются дополнительные петлевые движения (так называемая неоднократность петлевых движений); б) простое строение букв заменяется усложненным; в) слитный вид соединения движений заменяется интервальным; г) протяженность движений по верти­кали увеличивается.
Изменяя те или иные частные признаки почерка, пишущий не знает механизма их образования и поэтому сохраняет целый комплекс признаков, присущих его обычному почерку. В силу этого эксперту надо помнить, что в пределах одной рукописи одни и те же признаки в одних и тех же буквах будут встречать­ся в измененном и неизмененном вариантах.
Степень изменения признаков почерка, как общих, так и част­ных, зависит от объема рукописи: чем короче текст, тем легче пишущему выдержать изменение тех или иных признаков на протяжении всего текста и, наоборот, чем больше объем рукопи­си, тем труднее выдержать выбранный способ изменения. В боль­шом тексте эксперт обязательно обнаружит наряду с измененны­ми признаками и признаки неизмененные, т. е. признаки, прису­щие обычному его почерку.
Если рукопись выполнена путем скорописной маскировки, эксперту следует помнить о возможном изменении признаков письменной речи (стилистических, лексических, грамматических), и он должен установить несоответствие между ними.
Так, изменение стилистических признаков состоит в том, что пишущий начинает употреблять несвойственные ему предложения (сложные предложения заменяет простыми), изменяет манеру изложения (пространную на лаконичную); изменение лексиче­ских признаков связано с употреблением слов, которые пишущий обычно не использует (жаргонные слова); маскировка граммати­ческих признаков выражается в снижении уровня грамотности (внесение орфографических и синтаксических ошибок).
Признаки пространственной ориентации движений (размеще­ние текста и его фрагментов в пределах листа бумаги, размер и конфигурация полей и др.) сохраняют устойчивость. Это объясня­ется тем, что они остаются за пределами внимания пишущего.
Исследование рукописей, выполненных путем скорописной маскировки, в основном проводится по той же схеме, что и обыч­ное почерковедческое исследование. Однако здесь есть и свои особенности.
При исследовании рукописей, выполненных умышленно изме­ненным почерком, эксперт прежде всего устанавливает факт из­менения почерка пишущим, т. е. изучает рукопись на необычность условий выполнения.
Предварительно этот вопрос эксперт решает уже при осмотре документа и в начале детального исследования (на этапе разде­льного исследования). Необходимо обратить внимание на общие признаки почерка, особенно на темп выполнения и координацию движений, выявление и изучение отдельных частей рукописи, вы­полненных автоматизированными движениями. При этом фраг­менты, исполненные автоматизированными движениями, должны в рукописи повторяться. Только в этом случае эксперт сможет сделать правильный вывод относительно действительной степени выработанности и вообще о почерке пишущего.
Неустойчивость общих признаков почерка еще не является основанием для вывода об умышленном изменении почерка пи­шущим, так как подобные отклонения этих признаков могут воз­никнуть под действием таких естественных факторов, как состо­яние опьянения, письмо в движущемся транспорте, необычность пишущего прибора и т. п.
Окончательно сделать вывод об умышленном изменении по­черка эксперт может только в процессе сравнительного исследова­ния спорной рукописи с образцами почерка лица, подозреваемого в ее исполнении.
Исследуя признаки почерка, эксперт в целях установления факта умышленного изменения письма составляет подробные таблицы-разработки признаков почерка, изучает эти признаки, выявляет идентификационные признаки (изменившиеся и неизме­нившиеся). Предпочтение отдается частным признакам почерка.
Изучение образцов почерка предполагаемого исполнителя следует начинать со свободных образцов, так как они дают воз­можность эксперту установить (или исключить) факт умышлен­ного изменения почерка. Эксперту нужно иметь большое количе­ство таких образцов, они должны быть разнообразны по своему содержанию и выполнены в разное время, что необходимо для установления разных вариантов почерка. Следует располагать также экспериментальными образцами почерка предполагаемого исполнителя рукописи, которые должны представлять собой ру­кописные тексты, по возможности аналогичного содержания ис­следуемому. Отбор этих образцов следует производить в соответ­ствии с предполагаемым видом искажения почерка. Далее экс­перт переходит к сравнительному исследованию.
На стадии сравнительного исследования эксперт должен выявить все без исключения совпадающие и различающиеся признаки, независимо от их значимости, но с учетом дифферен­циации по принципу возможной зависимости их от намеренного изменения почерка.
Исходя из того, что в исследуемой рукописи имеются две груп­пы признаков (изменившиеся и неизменившиеся), сравнение на­чинается с фрагментов рукописи, выполненных автоматизирован­ными движениями, в которых есть признаки обычного почерка (неизмененные). В первую очередь сравнению подлежат устойчи­во повторяющиеся признаки, а затем все остальные.
Так, установив совпадающие признаки, эксперт определяет, ка­кие они: полные или неполные (частичные). Полное или так назы­ваемое «чистое» совпадение—это совпадение во всех деталях сравниваемых букв, и оно является наиболее существенным. Не­полное или частичное—совпадение в отдельных элементах срав­ниваемых букв. Этот признак необходимо показать и в различиях, а само совпадение отмечается экспертом не как «чистое», а как возможно зависящее от фактора изменения. Совпадения таких признаков, которые редко встречаются в образцах почерка пред­полагаемого исполнителя (забытые варианты, которые пишущий употреблял ранее), эксперт также должен учитывать.
Для рукописей, исполненных измененным почерком, характерна большая вариационность признаков. Основным критерием отнесе­ния тех или иных вариантов признаков в буквах к числу неизме­ненных является их устойчивость, которая и определяет идентифи­кационную значимость признаков. Идентификационная же значи­мость выявляемых совпадающих (различающихся) признаков определяется в совокупности со всеми признаками почерка.
Такая последовательность дает возможность эксперту прави­льно оценить установленные совпадающие (различающиеся) при­знаки и окончательно решить вопрос о факте изменения почерка и исполнителе рукописи.