Исследование рукописных текстов, выполненных печатными буквами

Выполнение рукописей с подражанием печатному шрифту (под печатным шрифтом в данном случае понимается шрифт, произвольно выбранный исполнителем, который по конфигурации приближается к шрифтам, используемым в печатном деле) — один из распространенных способов умышленного изменения по­черка. Подобное письмо связано с намеренным изменением обще­го строения букв со скорописного на печатное. Подражание бук­вам печатного шрифта, как правило, носит произвольный харак­тер. Формирование так называемого «печатного» почерка проис­ходит на базе ранее выработанного скорописного почерка. При этом, чем выше уровень овладения техникой письма скорописью, тем легче происходит формирование печатного почерка.
Другим фактором, влияющим на формирование печатного по­черка, является способ подражания — непосредственно по образ­цам стандартных шрифтов или по памяти — зрительному воспри­ятию. В текстах, выполненных по образцам стандартных шриф­тов, содержится мало идентификационных признаков почерка пишущего, а в рукописях, выполненных по памяти, появляется много особенностей, позволяющих идентифицировать исполнителя исследуемого текста.

Выполнение рукописей с подражанием печатному шрифту (под печатным шрифтом в данном случае понимается шрифт, произвольно выбранный исполнителем, который по конфигурации приближается к шрифтам, используемым в печатном деле) — один из распространенных способов умышленного изменения по­черка. Подобное письмо связано с намеренным изменением обще­го строения букв со скорописного на печатное. Подражание бук­вам печатного шрифта, как правило, носит произвольный харак­тер. Формирование так называемого «печатного» почерка проис­ходит на базе ранее выработанного скорописного почерка. При этом, чем выше уровень овладения техникой письма скорописью, тем легче происходит формирование печатного почерка.
Другим фактором, влияющим на формирование печатного по­черка, является способ подражания — непосредственно по образ­цам стандартных шрифтов или по памяти — зрительному воспри­ятию. В текстах, выполненных по образцам стандартных шриф­тов, содержится мало идентификационных признаков почерка пишущего, а в рукописях, выполненных по памяти, появляется много особенностей, позволяющих идентифицировать исполнителя исследуемого текста.
Кроме указанных выше причин на формирование печатного по­черка влияют степень тренировки и специальное обучение, т. е. степень заученности: чем больше у пишущего тренировка в пись­ме буквами печатной формы, тем устойчивее признаки почерка и наоборот. В результате тренировки у исполнителя вырабатывает­ся новый, автоматизированный письменно-двигательный навык. При отсутствии тренировки, соответствующего навыка печатного письма рукопись только частично будет выполнена буквами пе­чатной формы, в основном же здесь преобладают скоро­писные варианты букв. Следовательно, объем признаков скорописи. при письме буквами печатной формы больше в том случае, если пишущий не имеет устойчивого автоматизированного письменно-двигательного навыка. И наоборот, чем больше у пишущего тре­нировка, степень заученности в письме буквами печатной формы, тем больше в тексте будет букв печатной формы, т. е. у пишуще­го образуется совершенно новая устойчивая система движений, новый вариант почерка.
Исследование текстов, выполненных печатным почерком, вы­зывает значительные трудности и ограничивает возможность уста­новления их исполнителя. Трудности исследования таких текстов обусловлены самим строением букв. Элементы печатных букв и сами буквы выполняются в своем большинстве прямолинейными движениями, в медленном темпе, несвязными, отрывистыми дви­жениями. Все это позволяет пишущему контролировать свои движения, что в свою очередь приводит к тому, что в рукописях, выполненных буквами печатной формы, содержится меньше иден­тификационных признаков письма, чем в текстах, выполненных скорописью. А это усложняет идентификацию исполнителя руко­писи. Таким образом, лицо, переходящее на письмо печатным шрифтом, изменяет зрительно-двигательный образ письма.
При исследовании текстов, выполненных с подражанием печат­ному шрифту, исходя из особенностей формирования печатного почерка, эксперт встречается, как правило, с двумя группами признаков почерка. Первую группу составляют признаки, харак­теризующие особенности букв печатной формы, сознательно вне­сенные пишущим; вторую—признаки обычного скорописного по­черка, сохранение которых обусловлено прежде всего динамиче­ским стереотипом, а также темпом исполнения рукописи. Ускоре­ние темпа письма приводит к значительному уменьшению зри­тельного контроля и, следовательно, к увеличению автоматизации движений. Эти признаки можно наблюдать как в письменных знаках, так и их элементах.
При выполнении текста буквами печатного шрифта действует сознательный, зрительный контроль за движениями, не допускаю­щий проявления элементов скорописи. Однако, если рукопись ве­лика по объему, то сознательный контроль за движениями осла­бевает, особенно в конце текста. Это происходит как в результате ускорения темпа, так и в результате утомления пишущего, сни­жения контроля за точностью выполнения букв печатной формы. Пишущий возвращается к привычным движениям, т. е. к скоро­писи: от прямолинейных движений возвращается к криволиней­ным (дуговым, округлым и т. д.), элементы букв и соединения букв между собой выполняются связными движениями. Таким образом, если в рукописи, выполненной печатными буквами, про­являются обе группы признаков, эксперт, как правило, может выявить устойчивость признаков почерка, а следовательно, ре­шить вопрос о ее исполнителе. Особое внимание при этом эксперт должен обратить на признаки скорописи.
В случае выполнения текста каким-либо специальным шриф­том (библиотечный, архитектурный, стандартный и др.) с соблю­дением требований стандарта лицами, владеющими письменно-двигательным навыком письма специальными шрифтами, иденти­фикация исполнителя не исключается, а лишь затрудняется. В этом случае к признакам идентификационного значения будут от­носиться те, которые обусловлены отклонением от норм стандарт­ного шрифта.
Рукописи, выполненные буквами печатной формы, характери­зуются той же совокупностью идентификационных признаков пись­ма, что и тексты, выполненные скорописью. Признаки письмен­ной речи, а также общие признаки почерка, характеризующие пространственную ориентацию движений, в больших по объему рукописях не изменяются, а сохраняются в том же виде, что и при обычном письме.
Выработанность почерка в тексте, выполненном печатным по­черком, определяется так же, как в скорописном почерке, через ее показатели: координацию движений и темп письма.
Претерпевают изменения такие общие признаки почерка, как строение, что обусловлено самим строением букв; размер букв увеличивается (высота букв в текстах, выполненных печатным почерком, определяется следующим образом: большая — более 8 мм, средняя — от 5 до 8 мм, малая — менее 5 мм), разгон изменяется пропорционально размеру в основном за счет утраты соединительных элементов, связность также изменяется, так как буквы выполняются раздельными дви­жениями, без соединительных элементов.
Частные признаки печатного почерка терминологически совпа­дают с частными признаками скорописного почерка. Наиболее существенными признаками для рукописей, выполненных печат­ным почерком, являются такие частные признаки, как направле­ние и последовательность движений, количество и размещение движений, а также форма и протяженность движений при выпол­нении букв и их элементов. Такой признак, как сложность движе­ний (строение букв) в рукописях, выполненных буквами печатной формы, несколько утрачивает свою идентификационную значи­мость, поскольку большинство лиц, прибегая к такому виду пись­ма, используют буквы различной конфигурации, что вызывает большое количество вариантов одноименных букв. Упрощения конструкции букв, вследствие утраты элементов букв или их час­тей при письме буквами печатной формы либо совсем не наблю­даются, либо ведут к появлению скорописных вариантов.
Примерное описание частных признаков:
направление движения при выполнении соединительного эле­мента буквы
 
Выполнение рукописей с подражанием печатному шрифту
 
слева вниз направо;
 
Выполнение рукописей с подражанием печатному шрифту
 
количество движений при выполнении буквы — увеличено за счет вертикальной и горизонтальной отсечек;
 
Выполнение рукописей с подражанием печатному шрифту
 
протяженность движения при выполнении второго горизонтального элемента буквы — уменьшена;
 
Выполнение рукописей с подражанием печатному шрифту
 
форма движений при выполнении элементов буквы — угловатая;
 
Выполнение рукописей с подражанием печатному шрифту
 
размещение движений при выполнении элементов буквы — под углом друг к другу.
 
Методика исследования текстов, выполненных буквами печат­ного шрифта, основана на общих положениях почерковедческой экспертизы, но имеет свои особенности. Специфика исследования таких текстов заключается в следующем.
При исследовании рукописей, выполненных печатным шриф­том, отсутствует такой этап исследования, как решение вопроса о наличии или отсутствии в рукописи признаков необычного вы­полнения. Объясняется это тем, что изменение строения букв со скорописного на печатное уже само указывает на изменение по­черка. Другим обстоятельством, определяющим особенности мето­дики исследования таких текстов, является наличие двух групп признаков.
Эксперт в процессе раздельного исследования должен устано­вить признаки печатного и скорописного почерков как в иссле­дуемом тексте, так и в образцах почерка предполагаемого испол­нителя. На этом этапе эксперт составляет полную алфавитную разработку сравниваемых объектов с обязательной отметкой ча­стоты встречаемости признаков. При этом зафиксированная экспертом неустойчивость признаков почерка свидетельствует, как правило, об отсутствии у пишущего навыка писать буквами печатного шрифта.
Изучение документов, поступивших на исследование, целесообразно начинать с исследуемой рукописи в целях получения пол­ного представления о почерке лица, исполнившего ее. Процесс сравнительного исследования осуществляется по общим правилам сравнения признаков письменной речи, общих и частных призна­ков почерка. Особенностью же процесса сравнительного исследова­ния является проведение его в два этапа: эксперт должен сопо­ставить выявленные признаки скорописи со скорописными образ­цами почерка, а признаки печатного шрифта, соответственно, с образцами почерка, исполненными печатными буквами.
Затем эксперт выделяет комплекс признаков, характерных для почерка писавшего. Результаты сравнения для печатных и скоро­писных букв в заключении даются отдельно, т. е. указывается, какая конкретно, скорописная или печатная, буква описывается по тому или иному признаку.