Подражание почерку другого лица «по памяти»

Этот способ подражания связан с воспроизведением признаков почерка друго­го лица, которые подделыватель пытается запомнить в процессе чтения того или иного документа, написанного другим лицом, т. е. документов, наблюдавшихся ранее. В этом случае подделыва­тель, как правило, не в состоянии запомнить и воспроизвести ком­плекс движений другого лица. В рукописи будут преобладать признаки обычного почерка исполнителя.
При подражании «по памяти» возможно появление еще одной группы признаков. Эти признаки возникают как результат непра­вильного понимания подделывателем сложности движений при выполнении букв, т. е. желая вспомнить особенности выполнения отдельных букв, он вносит в них элементы воображения. Призна­ков сходства будет очень мало. Подражание «по памяти» почерку другого лица возможно в случае сходства почерка лица, которому подражают, и почерка подделывателя. Подражание «по памяти» встречается в экспертной практике очень редко.

Этот способ подражания связан с воспроизведением признаков почерка друго­го лица, которые подделыватель пытается запомнить в процессе чтения того или иного документа, написанного другим лицом, т. е. документов, наблюдавшихся ранее. В этом случае подделыва­тель, как правило, не в состоянии запомнить и воспроизвести ком­плекс движений другого лица. В рукописи будут преобладать признаки обычного почерка исполнителя.
При подражании «по памяти» возможно появление еще одной группы признаков. Эти признаки возникают как результат непра­вильного понимания подделывателем сложности движений при выполнении букв, т. е. желая вспомнить особенности выполнения отдельных букв, он вносит в них элементы воображения. Призна­ков сходства будет очень мало. Подражание «по памяти» почерку другого лица возможно в случае сходства почерка лица, которому подражают, и почерка подделывателя. Подражание «по памяти» встречается в экспертной практике очень редко.
Исследование рукописей, выполненных с подражанием почер­ку другого лица, имеет свои особенности. На стадии предвари­тельного исследования при осмотре рукописи, эксперт должен обратить внимание на темп ее выполнения. Если эксперт устано­вит, что текст выполнен замедленным темпом, то надо решить во­прос, не является ли это свидетельством маскировки пишущим своего почерка. Как известно, в текстах, выполненных изменен­ным почерком (маскировка), броские признаки различаются, а совпадают более мелкие особенности, проявляющиеся в буквах и их элементах. Если эксперт исключит маскировку, то необходимо выявить признаки подражания почерку другого лица. Таким об­разом, эксперт должен установить факт выполнения рукописи с подражанием почерку другого лица.
Для исследования рукописи, выполненной с подражанием по­черку другого лица, эксперту нужно иметь образцы почерка лица, в отношении которого есть предположение, что рукопись выполне­на с подражанием его почерку, и образцы почерка предполагаемо­го подделывателя в большом количестве и выполненные с разной степенью тщательности. Экспериментальные образцы почерка под­делывателя желательно представить в виде текста, аналогичного по содержанию исследуемому тексту.
При детальном исследовании проводится следующая работа.
При раздельном исследовании рукописи, выполненной с под­ражанием почерку другого лица, эксперт выявляет и предварите­льно оценивает признаки необычного исполнения (темп выполне­ния, признаки нарушения координации движения и др.) с точки зрения размещения и повторяемости их в тексте. При сравните­льном исследовании сопоставление проводится в два этапа — исследуемый текст сравнивается с образцами почерка лица, кото­рому подражали, а затем с образцами почерка предполагаемого подделывателя по темпу, стройности, общим признакам почерка. Особенно следует обратить внимание на связность и вариационность частных признаков. Для рукописи, выполненной с подража­нием, характерна так называемая «бедность» вариантов.
Такой порядок исследования дает эксперту возможность уста­новить факт подражания, а затем и способ подражания.
При оценке выявленных признаков эксперт должен учитывать соотношение совпадающих и различающихся признаков почерка как с почерком лица, которому подражали, так и с почерком под­делывателя.