Благодаря автоматизации процесса письма в результате многократных повторений и длительных упражнений, письменно-двигательный навык у человека становится настолько устойчивым, что даже сознательные попытки изменить свой почерк не приводят к положительному результату.
Физиологической основой формирования письменно-двигательного навыка в свете учения академика И. П. Павлова о высшей нервной деятельности являются системы временных связей, образующиеся в результате многократных упражнений. И. П. Павлов, анализируя временные связи и их отношения к психологическим процессам, отмечал: «…временная нервная связь есть универсальнейшее физиологическое явление в животном мире и в нас самих. А вместе с тем оно же и психическое — то, что психологи называют ассоциацией, будет ли это образование соединений из всевозможных действий, впечатлений или из букв, слов и мыслей. Какое было бы основание как-нибудь различать, отделять друг от друга то, что физиолог называет временной связью, а психолог ассоциацией? Здесь имеется полное слитие, полное поглощение одного другим, отождествление».
Следовательно, письмо в целом и почерк, в частности, с позиций физиологии являются продуктом временных связей. Образуются временные связи в процессе обучения письму в школьный период. Слова, произносимые человеком вслух, при письме связываются с определенными движениями пальцев, кисти, предплечья, плеча, и результаты этих движений запечатлеваются на бумаге в виде букв и их сочетаний.
Физиологической основой формирования письменно-двигательного навыка в свете учения академика И. П. Павлова о высшей нервной деятельности являются системы временных связей, образующиеся в результате многократных упражнений. И. П. Павлов, анализируя временные связи и их отношения к психологическим процессам, отмечал: «…временная нервная связь есть универсальнейшее физиологическое явление в животном мире и в нас самих. А вместе с тем оно же и психическое — то, что психологи называют ассоциацией, будет ли это образование соединений из всевозможных действий, впечатлений или из букв, слов и мыслей. Какое было бы основание как-нибудь различать, отделять друг от друга то, что физиолог называет временной связью, а психолог ассоциацией? Здесь имеется полное слитие, полное поглощение одного другим, отождествление».
Следовательно, письмо в целом и почерк, в частности, с позиций физиологии являются продуктом временных связей. Образуются временные связи в процессе обучения письму в школьный период. Слова, произносимые человеком вслух, при письме связываются с определенными движениями пальцев, кисти, предплечья, плеча, и результаты этих движений запечатлеваются на бумаге в виде букв и их сочетаний.
Благодаря автоматизации процесса письма в результате многократных повторений и длительных упражнений, письменно-двигательный навык у человека становится настолько устойчивым, что даже сознательные попытки изменить свой почерк не приводят к положительному результату.
Физиологической основой формирования письменно-двигательного навыка в свете учения академика И. П. Павлова о высшей нервной деятельности являются системы временных связей, образующиеся в результате многократных упражнений. И. П. Павлов, анализируя временные связи и их отношения к психологическим процессам, отмечал: «…временная нервная связь есть универсальнейшее физиологическое явление в животном мире и в нас самих. А вместе с тем оно же и психическое — то, что психологи называют ассоциацией, будет ли это образование соединений из всевозможных действий, впечатлений или из букв, слов и мыслей. Какое было бы основание как-нибудь различать, отделять друг от друга то, что физиолог называет временной связью, а психолог ассоциацией? Здесь имеется полное слитие, полное поглощение одного другим, отождествление».
Следовательно, письмо в целом и почерк, в частности, с позиций физиологии являются продуктом временных связей. Образуются временные связи в процессе обучения письму в школьный период. Слова, произносимые человеком вслух, при письме связываются с определенными движениями пальцев, кисти, предплечья, плеча, и результаты этих движений запечатлеваются на бумаге в виде букв и их сочетаний.
Давая характеристику свойствам систем временных связей, возникающих в коре больших полушарий головного мозга, И. П. Павлов писал: «Вся установка и распределение по коре полушарий раздражительных и тормозных состояний, происшедших в определенный период, под влиянием внешних и внутренних раздражителей при однообразной, повторяющейся обстановке все более фиксируется, совершаясь все легче и автоматичнее. Таким образом, получается в коре динамический стереотип (системность), поддержка которого составляет все меньший и меньший нервный труд; стереотип же становится косным, часто трудно изменяемым, трудно преодолеваемым новой обстановкой, новыми раздражениями».
Экспериментами, проведенными И. П. Павловым и его последователями, было установлено, что при образовании новых систем нервных связей в коре больших полушарий головного мозга происходит не уничтожение старых связей, а только их торможение или временное угасание. Более того, было доказано, что старые связи, вследствие своего более раннего образования, обладают большей устойчивостью, нежели вновь образованные связи. И. П. Павлов в этой связи писал: «Время как бы смыло последнюю переделку, а старая осталась целиком и почти такая же упорная, как первый раз. Это яркий факт наслоения, а не искоренения прежних отношений. Недаром мы живем, переделываем отношения, а все прошлое мы помним и оно дает о себе знать. Все прошлое вовсе не уничтожается новыми впечатлениями, а новые раздражения складываются, суммируются с прошлым, образуя настоящее».
При формировании почерка наиболее стойкими к изменениям во вне будут зрительно-двигательные образы письменных знаков в целом и их элементов, образовавшиеся в нервных центрах учащегося на начальных этапах обучения письму. По этой причине вызывает особые трудности перестройка графических навыков учеников, у которых по разным причинам формируется почерк с грубыми нарушениями общепринятых графических норм правописания. Благодаря стереотипности движений при письме, возможна идентификация личности по почерку.
Физиологической основой формирования письменно-двигательного навыка в свете учения академика И. П. Павлова о высшей нервной деятельности являются системы временных связей, образующиеся в результате многократных упражнений. И. П. Павлов, анализируя временные связи и их отношения к психологическим процессам, отмечал: «…временная нервная связь есть универсальнейшее физиологическое явление в животном мире и в нас самих. А вместе с тем оно же и психическое — то, что психологи называют ассоциацией, будет ли это образование соединений из всевозможных действий, впечатлений или из букв, слов и мыслей. Какое было бы основание как-нибудь различать, отделять друг от друга то, что физиолог называет временной связью, а психолог ассоциацией? Здесь имеется полное слитие, полное поглощение одного другим, отождествление».
Следовательно, письмо в целом и почерк, в частности, с позиций физиологии являются продуктом временных связей. Образуются временные связи в процессе обучения письму в школьный период. Слова, произносимые человеком вслух, при письме связываются с определенными движениями пальцев, кисти, предплечья, плеча, и результаты этих движений запечатлеваются на бумаге в виде букв и их сочетаний.
Давая характеристику свойствам систем временных связей, возникающих в коре больших полушарий головного мозга, И. П. Павлов писал: «Вся установка и распределение по коре полушарий раздражительных и тормозных состояний, происшедших в определенный период, под влиянием внешних и внутренних раздражителей при однообразной, повторяющейся обстановке все более фиксируется, совершаясь все легче и автоматичнее. Таким образом, получается в коре динамический стереотип (системность), поддержка которого составляет все меньший и меньший нервный труд; стереотип же становится косным, часто трудно изменяемым, трудно преодолеваемым новой обстановкой, новыми раздражениями».
Экспериментами, проведенными И. П. Павловым и его последователями, было установлено, что при образовании новых систем нервных связей в коре больших полушарий головного мозга происходит не уничтожение старых связей, а только их торможение или временное угасание. Более того, было доказано, что старые связи, вследствие своего более раннего образования, обладают большей устойчивостью, нежели вновь образованные связи. И. П. Павлов в этой связи писал: «Время как бы смыло последнюю переделку, а старая осталась целиком и почти такая же упорная, как первый раз. Это яркий факт наслоения, а не искоренения прежних отношений. Недаром мы живем, переделываем отношения, а все прошлое мы помним и оно дает о себе знать. Все прошлое вовсе не уничтожается новыми впечатлениями, а новые раздражения складываются, суммируются с прошлым, образуя настоящее».
При формировании почерка наиболее стойкими к изменениям во вне будут зрительно-двигательные образы письменных знаков в целом и их элементов, образовавшиеся в нервных центрах учащегося на начальных этапах обучения письму. По этой причине вызывает особые трудности перестройка графических навыков учеников, у которых по разным причинам формируется почерк с грубыми нарушениями общепринятых графических норм правописания. Благодаря стереотипности движений при письме, возможна идентификация личности по почерку.